Елена Макеева
Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
(проводит воспитатель совместно педагогом-психологом)
Цель: Формирование у родителей ДОУ навыков общения с детьми
Задачи:
1. Расширение у родителей возможностей установления контакта с детьми.
2. Овладение навыками активного слушания.
3. Отработка навыков невербального общения.
Публикация «Родительское собрание „Развитие коммуникативных навыков у родителей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Оборудование: 2 мольберта 1 магнитная доска, магниты, лестница коммуникативного мастерства, полоски самоклеющейся бумаги, аромалампа, аудиозапись с плавной музыкой, карточки с пословицами, фотографии с изображением ситуаций общения родителя с детьми, свеча на подставке.
Ход тренинга:
Педагог – психолог: -Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим об общении взрослого с ребенком. Наше занятие будет состоять из теоретической части и практических заданий. А для начала давайте немного отвлечемся и взбодримся.
Игра – активатор «Медведь и дровосеки».
Педагог – психолог: Прошу обратить ваше внимание на мольберт.
Перед вами лестница коммуникативного мастерства. Мы предлагаем вам оценить свое мастерство общения с детьми. Прикрепите свою полоску там, где считаете нужным. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы вернемся к этому в конце занятия.
Как вы знаете, мастерство педагогического общения состоит из множества компонентов. Сегодня мы рассмотрим два из них: невербальное общение и активное слушание. Начнем с невербального общения.
Педагог – психолог: - Когда мы говорим, то невольно жестикулируем, даже не осознавая того, что наши жесты могут как помочь, так и помешать правильному восприятию сообщения. Для взрослого важно установить эффективный контакт с ребенком. И здесь важно, что мы говорим, как себя держим. Наши движения, мимика - это те же слова, но на языке жестов. Давайте с вами назовем мы невербальные каналы общения (Ответы родителей) :
-глаза (контакт взглядом)
-жесты
-мимика
-поза
-интонация
-тактильные ощущения
-дистанция во время общения
(Выставляем названия каналов на мольберт)
Педагог-психолог- Но, к сожалению, наши слова не всегда соответствуют нашей мимике и телодвижениям, например: веером, придя за ребенком, вы говорите, что рады его видеть, но при этом стоите, скрестив руки на груди, без улыбки. Как вы думаете, что будет чувствовать ребенок? (Ответы родителей)
А сейчас мы предлагаем вам посмотреть следующую ситуацию, а затем обсудить ее. Разыгрывание ситуации. (За обедом ребенок, потянувшись за салфеткой, сталкивает тарелку. Она падает на пол и разбивается. Ребенок испуганно начинает оправдываться, мама его успокаивает. «Ну что ты, ничего страшного (хлопок в ладоши, не переживай это всего лишь тарелка (хлопок, сейчас все уберем, главное что ты не поранился» (снова хлопок). Но ребенок так и остался расстроенным). Скажите, что вам не понравилось в этой ситуации?
А сейчас, я вам предлагаю следующее упражнение. Вам нужно разделиться на команды по три человека. Каждой команде дается пословица, которую вы должны изобразить доступными невербальными средствами.
Упражнение - энергизатор «Изобрази пословицу»
«Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»
«Баба с возу кобыле легче»
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
«У семи нянек дитя без глазу»
Мы переходим ко второй части нашего занятия. И я передаю слово воспитателю Вашей группы
Воспитатель - Для того, чтобы лучше понимать ребенка, нужно уметь правильно его слушать. В психологии был найден замечательный способ общения с собеседником, будь то ребенок или взрослый, который получил название техники активного слушания. Обнаружено, что решить обе эти задачи (понять и дать знать) помогает следующий прием.
Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние.
Воспитатель: я предлагаю Вам выполнить задание «Работа в парах». Как вы уже догадались вам нужно разделиться на пары. Один из вас будет рассказывать любую сказку, второй попытается выслушать его в технике активного слушания. Затем мы проанализируем, какие приемы активного слушания использовались.
Воспитатель - Какие приемы использовали участники?
- Получился ли эмоциональный контакт?
Воспитатель
- А сейчас нам нужно разделиться на две команды. Для этого загляните под сиденье своих стульчиков и посмотрите, что у вас там написано. С помощью невербальных средств вам нужно найти своих по команде.
А сейчас мы для вас приготовили еще одно задание: перед вами лежат фотографии. Разложите их на две части по признаку допустимые и недопустимые ситуации в общении с ребенком. (Объясните почему)
Педагог – психолог:
- Обсудим наше сегодняшнее занятие. Что вас заинтересовало? Насколько эффективно было для вас занятие? Давайте вернемся к началу тренинга, т. е. обратимся еще раз к лестнице коммуникативного мастерства. Где бы сейчас вы разместили свою полоску? Подойдите к доске и переместите ее туда, куда считаете нужным.
Упражнение «Открытая свеча» (под музыку)
Для того, чтобы окончить наше сегодняшнее занятие предлагаем вам следующее упражнение: у меня в руках волшебная свеча сейчас мы будем передавать ее по кругу и говорить тому, кому ее передаем доброе пожелание.
Всем спасибо за участие, до свидания.