Наталья Торчинава
Доклад «Трудовое воспитание и развитие обучающихся в творческом объединении «Умелые руки»
▼ Скачать
Труд – это источник благосостояния человека, каждый человек должен трудиться и любить труд. Трудовая деятельность является надёжным средством познания обучающимся окружающего мира, реальных вещей, даёт ему возможность применять теоретические и практические знания. Всякий труд возможен лишь при наличии у обучающихся трудовых знаний, умений и навыков.
Публикация «Доклад „Трудовое воспитание и развитие обучающихся в творческом объединении „Умелые руки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В связи с массовым распространением разнообразных игрушек, конструкторов, компьютерных программ, обучающиеся практически не занимаются развитием творческого потенциала, не получают определённых конструкторских умений и навыков в изготовлении изделий из различных материалов, а много времени сидят за компьютером и за телефонами.
Работа в творческом объединении поднимает интерес обучающихся к собственному процессу познания и стремление к самосовершенствованию. Эта деятельность актуальна, так как её реализация способствует овладению обучающимися технологическими приёмами ручной обработки различных материалов. Обучающиеся создают полезные проекты, изделия многофункционального значения и используют их в своих в играх, в быту, в качестве подарков и в оформлении интерьера.
Изучение программы способствует развитию у обучающихся конструкторских знаний, умений и навыков, творческих и коммуникативных способностей на основе их собственной творческой деятельности и подготовке обучающихся к выбору профессии. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной создавать своими руками проекты из различных материалов, способной к самореализации, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.
Работа в творческом объединении, являясь составной частью воспитательного процесса развивает у обучающихся интерес к различным видам деятельности, к истории народного творчества, к различным профессиям, уважение к людям труда.
Предоставляя обучающимся как можно больше самостоятельности, направляя их творческую деятельность, у них развивается способность выбирать тему, думать о способах изготовления изделий, решать поставленные задачи.
Программа направлена на развитие активной личности, стремление к творческому самовыражению, расширение и углубление эрудиции и компетенции обучающегося.
Цель деятельности творческого объединения - Развитие творческой личности путём освоения конструкторских способностей в изготовлении изделий из различных материалов.
Задачи:
Воспитательные задачи.
1. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, толерантность.
2. Воспитание активной личности.
3. Воспитание самостоятельности, ответственности, критичности, аккуратности.
4. Повышение интереса к собственному процессу познания.
Развивающие задачи.
1. Развитие умения доводить дело до конца.
2. Развитие художественно-эстетического вкуса.
3. Развитие памяти, логического мышления, воображения.
4. Развитие познавательного интереса, расширения кругозора
5. Развитие способности адаптироваться в современных социально-экономических условиях.
Обучающие задачи :
1. Обучение технологическим операциям и творческому подходу к работе.
2. Обучение знаниям, умениям и навыкам моделирования и пошива одежды на куклу Барби. В изготовлении игрушек и изделий из картона и бумаги.
Занятия в творческом объединении дают возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно - прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Целью занятий является развитие моторики, трудовых навыков, творческой активности, художественно-эстетического вкуса, интереса к народному искусству, любовь и уважение к ручному труду.
При организации работы я соблюдаю следующие принципы:
- обеспечить добровольность выбора обучающимися содержания и методов занятий с учётом личных склонностей;
- опираться на самостоятельную творческую инициативу обучающихся;
- учитывать пожелания и стремления обучающихся;
- подчинять все виды ручных работ общим учебно-воспитательным задачам.
Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить, изготавливая различные изделия. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся обучающимся.
В творческом объединении обучающиеся шьют одежду на куклу Барби, игрушки, изделия из картона и бумаги.
В процессе занятий обучающимся предоставляется возможность научиться делать и оформлять своими руками разнообразные по форме и содержанию работы, используя различные материалы; получают знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки различных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, бумагу, приобретают теоретические и практические умения и навыки.
На занятиях по пошиву одежды на куклу Барби обучающиеся изучают ткани, приёмы работы с ними; осваивают швы, учатся творчески подходить к работе по готовым лекалам; учитывая размеры и пропорции куклы, вносить необходимые изменения, дополнения в конструкцию модели.
Особой популярностью среди обучающихся начальных классов является изготовление игрушек-сувениров. Самодельная игрушка из ткани и меха всё чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность игрушек завоевали симпатии обучающихся и взрослых. Обучающиеся знакомятся с мехом и тканями, швами, учатся набивать и оформлять игрушки. Такие занятия открывают обучающимся прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
На занятиях по изготовлению изделий из картона и бумаги обучающиеся практически знакомятся с видами бумаги и картона, и с основами технологии изготовления изделий. Работа с бумагой, картоном, бросовым материалом имеет большое значение как для развития моторики, трудовых навыков, так и для всестороннего развития обучающихся : развивает умственные способности, способствует воспитанию нравственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности, старания и тд.
В процессе работы у обучающихся развивается художественно – эстетический вкус, появляется интерес, самостоятельность, тщательность и добросовестность в выполнении работы. Увлечение обучающихся постепенно перерастает в стремление самостоятельно моделировать и конструировать различные изделия. Эта деятельность развивает чувственную сферу обучающихся. В самом обучающимся заложено стремление узнавать и создавать, радоваться успехам. Он видит прекрасное, понимает, оценивает, творит, а главное это он делает с удовлетворением, и это приносит ему радость.