Разия Айтушева
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,
нужно уметь с помощью воображения перенестись
в положение другого человека, мысленно стать на его место»
Б. М. Теплов
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. В театрализованных играх деятельность тесно интегрирует во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО. Эмоциональность, разнообразие тематики и сценических средств игр дают возможность их использования в целях всестороннего развития современного дошкольника.
Публикация «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Театрализованная деятельность помогает решать многие актуальные проблемы в развитии детей дошкольного возраста :
Формирование правильного эстетического вкуса.
Развитие коммуникативных способностей.
Влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения.
Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Создание положительного эмоционального настроя.
Формирование нравственных качеств.
Приобщение к национальной культуре.
Духовное обогащение.
Для начала выясним, что же такое «ТЕАТР»?
На страницах Современного толкового словаря русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой «ТЕАТР» это:
1) Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
2) Подмостки, сцена (устар.)
3) Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются представления
4) Учреждение, организация, осуществляющая сценические представления и имеющая все необходимое для этого.
5) Представление, спектакль.
6) Совокупность драматических произведений одного автора (перен.)
7) Место, где происходят военные действия, развертываются какие-либо значительные события.
Мы будем использовать слово «ТЕАТР» в первом его значении, то есть «Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления».
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми.
Чтобы разобраться и решить успешно какую-либо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Поэтому сегодня мы обратимся ко многим сторонам театрализованной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и, познавательные социальные, эстетические, речевые.
Основные задачи использования театрализованных игр :
1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.
4. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Предлагаю обратиться к вопросу организации. Остановимся на условиях, необходимых для полноценной реализации работы по театрализованной деятельности. Выделяют следующие условия:
Условия
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении образовательного процесса;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям (развивающая предметно-пространственная среда);
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия педагогов со специалистами ДОУ (муз. рук., педагог-психолог, родителями, социумом;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Требования
Основными требованиями к организации театрализованных игр являются :
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Организация в различных видах детской деятельности.
Ответьте, пожалуйста, каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
А) во время занятий?
• Во время занятий педагог включает театрализованную деятельность как игровой приём и форму обучения детей (Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)
Б) в совместной деятельности детей и педагога вне занятий?
• Чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.
В) в самостоятельной деятельности детей?
• Нужно заметить, что большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
• В) в режимных моментах?
• Во время проведения режимных моментов (прием детей, кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка доброжелательное отношение к окружающим, учат правилам культурного поведения и раскрывает их индивидуальные особенности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если :
• Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
• В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
• Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
• Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры.
Нужно отметить, что воспитатели являются образцами творческого поведения, и именно педагоги способны творчески развитых людей.
Чему способствует театральная деятельность в детском саду?
Раскрепощению ребёнка.
Вовлечению в деятельность.
Самостоятельному творчеству.
Развитию всех психических процессов.
Развитию коммуникативных способностей.
Самопознанию, самовыражению.
Успешной социализации ребёнка.
Осознанию чувства удовлетворенности, радости, значимости.
Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.