Сорокина Ольга Сергеевна
Важность развития мелкой моторики рук у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Важность развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет».
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Публикация «Важность развития мелкой моторики рук у детей 3–4 лет» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Ог-ромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой : нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в игол-ку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой мотори-кой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё три-дцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого яв-ления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети еже-дневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом трени-руя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания бо-тиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая мотори-ка детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Со-ответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упраж-нения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошко-льники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие детей в до-машних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий пе-речень тех занятий, которые можно организовать в каждой семье.
Для достижения поставленной цели нужно соблюдать определенные прави-ла:
• Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по хо-ду какую-то интересную историю или сказку.
• Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
• В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
• Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит большое удоволь-ствие.
• Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
• Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
• Старайтесь перепробовать как можно больше разных способов развития мелкой моторики.
• Ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
• Не забывайте хвалить малыша за каждый успех – критика в этом деле не допус-тима!
• Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересижи-вайте и не переутомляйте его.
• Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
• рисовать, используя в изображении мелкие детали;
• раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
• вырезать крупные многоугольные фигуры;
• лепить из пластилина мелкие детали;
• застегивать и расстегивать пуговицы;
• одеваться и обуваться;
• шнуровать обувь, завязывать шнурки, застегивать молнии;
• наливать в чашку молоко из пакета;
• умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будь-те мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте на-всегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое сча-стье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непо-средственное участие в этом увлекательном процессе!