МААМ-картинки

В чем заключается смысл исследовательской деятельности воспитателя

наталья разгуляева
В чем заключается смысл исследовательской деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

В наш век высоких технологий все труднее заинтересовать, детей в семье большее внимание уделено зарабатыванию денег, обеспечение материальной стороны жизни. А развивать интересы ребенка ушло на второй план. Наша страна нуждается в любознательных и умных гражданах. Проводя диагностику, я поняла, что у детей дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности очень велик. А именно наличие интереса является первым из условий успешного развития ребенка. Я думаю, что дошкольное учреждение может выступать посредником между миром ребенка и миром познания. Для этого у нас в группе имеются все возможности. Лаборатории: свет, звук, пересыпаем, переливаем, выращиваем. В рамках сетевого взаимодействия у нас есть возможность посетить занятия физического и химического кабинета. Где старшеклассники помогают нам погрузиться в мир исследований, сделать новые открытия.

Публикация «В чем заключается смысл исследовательской деятельности воспитателя» размещена в разделах

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы. (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Например: В ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами мы проводим опыт «тонет,не тонет» картошка, лук, помидор. В ходе опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.

Цели экспериментирования - поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать мышление, речь,суждение.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях нашего учреждения используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается :

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребёнка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчёркнутыми физическими свойствами.

Материал для познавательно – исследовательской деятельности мы размещаем в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Экспериментирование осуществляется во всех сферах деятельности; приём пищи, НОД, игра, прогулка, сон, умывание.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Исследовательская поисковая активность естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать.

Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например: бумага, картон.

Предмет исследования : физические свойства.

Цель работы: Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи исследования :1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. 2. Умение выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы. 3. Узнавать бумагу и как она используется. 4. Изучить свойства, структуру бумаги. Учить конструировать, склеивать бумагу. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает бумага и как её можно использовать.

Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами бумаги.

Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Одним из условий решения задач по опытно- экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В саду оборудованы уголки экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Эту работу мы начали с построения предметно-развивающей среды.

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

- для постоянной выставки;

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов.

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

• Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы; магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, мыло, щётки, губки, пипетки, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, мельницы.

• Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный и бросовый.

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами

После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Мы привлекаем родителей к созданию познавательно- развивающей среды в группе и родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

«В жизни нет ничего лучше собственного опыта»- сказал Вальтер Скотт.

Публикации по теме:

Беседа с родителями школьников «Какой смысл несут праздники?» Все мы были детьми и всем нам нравилось, когда в школе устраивались праздничные мероприятия. Это могли быть как внутриклассные, так и общие.

Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла»Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Прошедшая неделя в нашем ДОУ была посвящена теме «Чудеса, опыты, эксперименты».

Предметно-развивающая среда по исследовательской деятельностиПредметно-развивающая среда по исследовательской деятельности Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского.

Карта самоанализа воспитателя подготовительной группы по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности Критерии: Да Частично Нет Вопросы для самоанализа 1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Консультация для педагогов «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни»Консультация для педагогов «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов: «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни». (Фото-видео только из личного архива) Конфуций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В чем заключается смысл исследовательской деятельности воспитателя
Опубликовано: 26 августа 2024 в 21:00
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В чем заключается смысл исследовательской деятельности воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем наталья разгуляева (УИ 400402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД