Ольга Шатова
Тематические прогулки и экскурсии — эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к ней
▼ Скачать + Заказать документы
Многие нравственные качества человека закладываются в детские го-ды. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в дошкольном возрасте. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Публикация «Тематические прогулки и экскурсии — эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к ней» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и при-витию любви к родному краю у дошкольников являются тематические про-гулки и экскурсии.
Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдения и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Экскурсии помогают конкретизировать уже имею-щиеся знания, дают новые, усиливают интерес к изучаемому.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершен-ствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, являются прогулки и экскурсии. В про-цессе тематических экскурсий, прогулок, ребенок получает первые пред-ставления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок.
Экскурсии и прогулки позволяют дошкольникам лучше узнать свой край. Они дают подрастающему поколению не только возможность для по-вышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности, но и воспитывают патриотические чувства.
Работая над формированием патриотических чувств дошкольников к малой Родине в процессе прогулок и экскурсий, решаем комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кру-гозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными досто-примечательностями нашего города;
Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответ-ствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт. Родной город, дорог ребёнку потому, что здесь живёт он сам, его близкие люди: семья, друзья, знакомые.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее при-родными богатствами, с растительным и животным миром нашей Белгород-чины.
Чтобы привить детям любовь к родной природе, вызвать у них гордость за свой край, проводили экскурсии в парк, на луг, на берег реки, изучали растения, любовались красотой природного ландшафта, использовали художественное слово местных поэтов.
Нашим детям очень нравятся целевые прогулки и экскурсии. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике : наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года. Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений: лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке. Сообщались детям не только первые знания о природе, но давался пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…». Когда дети были малы, все целевые прогулки сопровождали играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т. д.).
Каждая прогулка, экскурсия пополняет знания ребенка об окружающем мире. Так, например, прогулка «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?» по-могла познакомить детей с названиями трав, цветов, грибов, рассказать де-тям, что нельзя разрушать птичьи гнезда, муравейники и т. д.
Чтобы наши прогулки были интересными, мы часто отправляемся в «сказочное путешествие». Зимой нас на опушке встречает волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной –весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.
Использовали разнообразные дидактические игры, например: “Угадай цветок по описанию”, “Узнай дерево по листу”, “Следопыты”. Наблюдения сопровождались песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихо-творений; организовывали соревнования «Кто больше заметит вокруг инте-ресного и необычного».
Экскурсии дали возможность в естественной обстановке познакомить
ребят с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дети познавали мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечали взаимосвязь явлений.
Дети научились различать породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц.
В ходе прогулок и экскурсий мы знакомили дошкольников с правилами поведения, бережного отношение к природе нашего края. Использовали ди-дактические игры «В гостях у Лесовичка», «Что было бы, если …», «Хорошо – плохо» и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, подкормка птиц, выращивание цветов и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Вспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в подвижных играх, они с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц. Так, например, во время прогулки на огород детского сада, дети принимали участие в посадке моркови, любовались цветами на клумбах. Затем с детьми читали стихи о цветах, овощах, деревьях, ягодах и т. д. Обязательно воспроизводим полученные впечатления в продуктивной деятельности: например, рисование «Космея», «Урожай у нас не плох» (лепка овощей) и т. д. И как завершение работы по данной теме, провели «Праздник урожая».
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы построили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу и его ближайшим окрестностям. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой города, дети узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую Родину. Экскурсии и прогулки были построены по принципу от простого - к сложному, от знакомого -к неизвестному.
Малая родина – ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить. Это дом, улица, город.
Работу по ознакомлению ребенка с родным городом мы начинаем уже с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому изучение родных мест начинали со знакомства с детским садом, его местонахождением. Дети узнали о том, кто о них заботится, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в свою работу. Знакомство с родным городом начали со знакомства с улицей, на которой находится детский сад. В процессе дети узнали, как называется улица, рассматривали и классифицировали дома по внешнему виду. Усвоению полученных знаний способствовали дидактические игры: «Кто где живет», «Влево — вправо посмотри, что там видишь, назови», «Где ты живешь?», «Узнай по описанию» и др. Совершали прогулки по праздничным улицам («Как город готовится к празднику»).
С детьми среднего дошкольного возраста продолжили работу по дан-ному направлению. В ходе прогулок и экскурсий познакомили детей с райо-ном, на территории которого находится дошкольное учреждение. Дети наглядно увидели, что улица – это часть территории города, она располагается между домами. Дошкольников познакомили с названием улицы, на которой находится наш детский сад; что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. Совершая прогулки и экскурсии, обращали внимание детей на красоту улиц, на территорию вокруг зданий – зелёные деревья, цветы на клумбах. Проводилась беседа «Кто заботится о чистоте и красоте улиц», «Чистый город». Гуляя по городу, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту города, важность, значимость труда горожан для его процветания, у них расширялись знания о родном городе, представления о профессиях горожан и воспитывалось уважение к результатам их труда. Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с родным городом, совершала с ними целевые прогулки к ближайшим объектам: школа, аптека, почта, магазин, рассказывали об их назначении. Подчеркивала, что все это создано жителями нашего города. Детям показывала красоту зданий. Экскурсии к главной площади города способствовали закреплению знаний детей о символике района. Для этого использовали игру «Узнай по описанию». Во время прогулок дети любовались и восхищались красотой родного города.
Познакомили детей с понятием «дорога», уточнили и закрепили виды транспорта помогающие поддерживать чистоту на улицах нашего города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Организовали цикл прогулок «О чем рассказывают улицы нашего города?». Во время наблюдений рассматривали старые кирпичные дома и современные постройки, их архитектурное решение. Продолжая знакомство старших дошкольников с родным городом, старалась показать, как он красив и современен. Знакомили детей с достопримечательностями и архитектурой города, с его улицами, а также в честь кого они названы. Чувства гордости стали испытывать дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. В процессе неоднократных прогулок и экскурсий по городу, дошкольники получили знания о том, что улица Ленина главная в нашем городе, она проходит через центр города и на ней находятся разные здания, значимые для города учреждения. Экскурсии помогли детям осознать понятие «площадь», в чём отличие от улицы. Так же узнали, что название улиц города связано с окружающей природой. Детей продолжили знакомить с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о его людях. С детьми побывали на близлежащих улицах города, посетили почту, магазин, побывали у школы, храма, кинотеатра, пожарной части, здания ад-министрации города, доски почёта, памятника участникам ликвидации ава-рии на ЧАС, на стадионе, центральной площади.
В ходе прогулок и экскурсий проходили беседы, дети отвечали на вопро-сы воспитателя, отгадывали загадки, высказывали свои предположения, ис-пользовалось художественное слово, Чтобы экскурсия проходила более интересно, я использовала разнообразные дидактические игры, например: «Что перепутано?» (Я намеренно неправильно давала названия тем или иным объектам, детям предлагала исправить ошибки); «Подбери слово» - город какой? (чистый, красивый) и т. д; игровые ситуации «Как бы ты назвал эту улицу», «Узнай по описанию», «Что может рассказать здание», «Пройди по городу», «Угадай, где находимся», «Мы заблудились».
После рассказа о нескольких объектах проводила мини-опросы по услышанному материалу для его лучшего усвоения: как называется твой родной город, какие улицы в городе ты знаешь, какие памятники ты знаешь?
Живой отклик в сердцах детей находят экскурсии к аллее славы, Вечному огню. Они помогли лучше понять значение таких слов как «память» и «памятник», с уважением относиться к подвигу советских солдат, защищавших Родину во время ВОВ, ветеранам Великой Отечественной войны.
Чтобы воспитать любовь к родным местам, гордость за свой народ, нужно научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, по-нимаешь. Экскурсия к Аллее Славы, дала возможность еще раз показать и рассказать детям, что люди помнят и чтят имена тех, кто отдал жизнь за счастье людей.
Во время экскурсии с дошкольниками к доске почета рассказала о лучших людях, которые трудом прославляли свой город. Узнали, что жители по-разному выражают любовь к городу: одни славят его трудом - благоустраивают и озеленяют, другие успехами в труде и спорте. Этим показывала, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Во время экскурсий и прогулок по родному городу, дети имели возможность любоваться его красотой, учились беречь и любить свою малую родину.
Благодаря экскурсии на площадь Химиков дети смогли наглядно по-знакомиться с прошлым города: это хорошо сохранившаяся главная контора бывшего сахарного завода, многочисленные здания химического завода определившим развитие города Шебекино название данной площади.
Постигая новое, они начали активно общаться между собой и взрослыми. Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая фотографии, сделанные во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали, что интересного узнали о городе. Свои впечатления от экскурсий дети отражали в рисовании «Мой город», «Памятные места», в конструировании «Улицы города», составлении схемы города, игре «Прогулка по городу», Большое значение имели беседы с дошкольниками на темы, что интересного увидели и узнали о родном городе («Мой любимый город», «История улиц города», «Любимый уголок города» и др.) Использование ситуаций, бесед- ситуаций зарождают в душе у ребёнка уважение к землякам и любовь к родным местам.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у де-тей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.
Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.