Валерия Сопотова
Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных задач :
формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения; приобщение к традициям родного края, к традициям России, к традициям семьи; формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям; приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми; воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.
Публикация «Доклад „Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной“» размещена в разделах
Со словом «Родина» у каждого человека связаны положительные эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа, улица, достопримечательности. Любовь к стране начинается с любви к своему городу. Содержание и построение краеведческой работы обусловлено возможностями ближайшего окружения и возрастными особенностями детей. Знания об истории родного города дают дошкольникам возможность активного взаимодействия с окружающим миром.
Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны.
Социально-нравственное становление дошкольников, направленно на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы.
Именно поэтому, одной из направлений нравственно - духовного патриотического воспитания в детском саду является ознакомление дошкольников с родным городом. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников перед педагогом стоят следующие задачи :
- познакомить детей с историей и современностью города;
-сформировать у детей представление о родной природе, различных сторонах жизни родного города, его жителей;
- развивать стремление знать свой город;
- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания.
Планомерная работа в этом направлении начинается со средней группы детского сада, так как в этом возрасте у детей развивается наглядно-образное мышление и зрительная память. Начиная работу в средней группе, поставить перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада.
В содержание этой работы входит:
1. Понятия «город», «село (деревня)». Многоэтажные дома.
2. Название улиц и микрорайона, где живут дети.
3. Природа родного города.
4. Знакомство с достопримечательностями города.
5. Труд людей по благоустройству города (посадка деревьев, строительство новых домов, магазинов и т. д.).
Одним из основных методов работы это экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи могут принять участие в конкурсе рисунков на различную тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Оформить фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он станет настольной книгой. Дети подолгу будут рассматривают его, с гордостью рассказывать о своей семье.
В старшем дошкольном возрасте содержание работы расширяется. Добавляется:
1. Герб родного города, значение символики.
2. История возникновения города.
3. Предприятия города.
4. Памятные места и достопримечательности в городе.
5. Знаменитые люди нашего города.
Так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.
На занятия по ознакомлению с природой своего города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом читать книги и энциклопедии, рассматривать иллюстрации, составлять гербарий, коллекции листьев. Можно совместно с родителями организовывать экскурсии. В беседах предлагать родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Работа по воспитанию патриотизма, становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители моих воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России. В подготовительной группе содержание работы усложняется
Добавляется: знакомство с полезными ископаемыми родного края, традициями, праздниками города, о флоре и фауне нашего края, все районы города, промышленность нашего края, архитектура, культурный отдых горожан.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Моя любимая песня», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.
Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Ознакомление дошкольников с родным краем ведётся в рамках непосредственно образовательной деятельности и закрепляется в повседневной жизни детского сада.
Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом требований ФГОС ДО:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;
комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста (все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми ( ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);
- систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
В начале года необходимо проводить диагностику по выявлению знаний дошкольников о родном городе. С учётом выявленных проблем разрабатывать перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, показ мультимедийных презентаций, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у дошкольников, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
При организации и проведении занятий важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к изучаемому материалу.
Приобщая маленьких детей к миру культуры родного края, педагоги решают проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививают им лучшие качества маленького гражданина. Понятно, что и сами педагоги, и родители, как неотъемлемая часть образовательного процесса с интересом и вниманием относятся к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Организация педагогического процесса должна осуществляться по принципу: детский сад – семья – социальные институты.
В своей работе педагоги должны активно использовать дидактические игры («Расскажи обо мне», «Узнай по описанию», «Иностранец», экологического содержания, по правилам дорожного движения, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Прогулка в парке», «Путешествие по городу».
Большое внимание нужно уделять созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка определённого возраста, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:
- в книжном уголке – размещать коллекции открыток и фотографий «Наш Шебекино», книжки-самоделки – «Улицы нашего города», «Памятные места Шебекино», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.
- в изо уголке – размещены репродукции местных художников.
- в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.
- в игровом уголке необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводить в тесном сотрудничестве с родителями, используя разнообразные формы работы (родительские собрания с использованием презентации, беседы, консультации, анкетирование, совместные экскурсии, конкурсы поделок и рисунков и т. д., папки-передвижки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, истории создания герба города, о природе нашего города, создать библиотеку познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с родным городом у детей расширяются представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей города. Очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.