Татьяна Мартынова
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой родиной в старшей группе
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию любви к малой родине огромное значение имеет использование дидактических игр, которые несут в своем содержании информацию о малой родине. В работе я применяю такие игры и детям это очень интересно и увлекательно. Кроме того, это способствует художественно-эстетическому развитию, изучению истории, культуры родного края.
Публикация «Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Обучающая и развивающая игра направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, воспитание интереса к культуре Рязанской области. Она воспитывает желание знать геральдику Рязани, знаменитых рязанцев, ремесла своего края, узнавать изделия по их внешнему виду. В занимательной игровой форме дети познакомятся с разными видами народного искусства, тренируют свое внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, рассуждают, спорят, общаются друг с другом. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с данной темой, так же и для проверки знаний о своей малой родине. К концу учебного года дети безошибочно узнают символы Рязани, памятники знаменитых рязанцев, пять основных ремесел Рязани: Рязанскую вышивку, Михайловское кружево, Кадомский вениз, Шиловское лозоплетение, Скопинскую керамику.
«Народные промыслы Рязанского края» (домино).
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве Рязанской области, умение находить нужную картинку и обосновать свой выбор, воспитывать усидчивость, дружелюбие. Закрепить знание о рязанских промыслах. Воспитывать любовь к прекрасному. Уважение к труду. Желание заниматься рукоделием.
Материал: Карточки с изображением изделий рязанских мастеров.
Ход игры: Ребенок ищет нужные карточки, выкладывает их на стол, соблюдая очередность. Выигрывает тот, кто быстрее выложит в правильном порядке все имеющиеся у него карточки.
«Рязанские ремесла» (лото).
Цели: Формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. Развивать внимание и запоминание изделий народных ремесел Рязанского края. Воспитывать любовь к прекрасному. Уважение к труду. Желание заниматься рукоделием.
Материал: Карты с изображением рязанских ремесел по 8 картинок на каждой карте, мелкие карточки с изображением изделий рязанских мастеров.
Ход игры: Ребенок рассматривает карты, которые раздал ведущий. Ведущий произвольно выбирает мелкие карточки и раздает их тем детям, у которых есть аналогичные изображения на больших картах. Каждый играющий находит заданный предмет и накладывает его на картинку, нарисованную на карте.
«Собери фото народного промысла» (пазлы).
Цели: Найти сходство и правильно собрать весь блок изображения рязанского сувенира, присоединив друг к другу дополняющие карточки. Продолжать учить узнавать и различать изделия народных мастеров. Воспитывать любовь к прекрасному. Уважение к труду. Желание заниматься рукоделием.
Материал: Картинки, изображающие изделия народных промыслов, разрезанные на насколько пазлов.
Ход игры: Начинать игру лучше с одной центральной части, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество центральных карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов детей. Для группы детей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
«Кто быстрее соберет фото памятника» (пазлы).
Цели: Найти сходство и правильно собрать весь блок изображения памятника, присоединив друг к другу дополняющие карточки. Продолжать учить узнавать памятники знаменитым землякам. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Картинки, изображающие памятники знаменитым рязанцам, разрезанные на насколько пазлов.
Ход игры: Начинать игру лучше с одной центральной части, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество центральных карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов детей. Для группы детей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием. В конце игры можно провести опрос детей о том, что они знают о человеке, памятник, которого изображен на картинке.
«Узнай памятник по описанию».
Цель: Закреплять знания о памятниках города Рязани, желание узнавать новое, воспитывать любовь к родному городу.
Материал: Картинки с изображением памятников.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель начинает описывать памятник, не называя его. Ответивший верно, получает фишку. В какой команде больше фишек, та является победителем.
«Собери герб Рязани» (пазлы).
Цели: Найти сходство и правильно собрать весь блок изображения герба Рязани, присоединив друг к другу дополняющие карточки. Продолжать учить узнавать герб Рязани. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Картинка, изображающая герб Рязани, разрезанная на насколько пазлов.
Ход игры: Начинать игру лучше с одной центральной части, перемешав на столе остальные части картинки герба.
«Собери флаг Рязани» (пазлы).
Цели: Найти сходство и правильно собрать весь блок изображения флага Рязани, присоединив друг к другу дополняющие карточки. Продолжать учить узнавать флаг Рязани. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Картинка, изображающая флага Рязани, разрезанная на насколько пазлов.
Ход игры: Начинать игру лучше с одной центральной части, перемешав на столе остальные части картинки флага.
«Найди рязанский флаг».
Цели: Научить узнавать изображение флага Рязани среди флагов других городов. Продолжать учить узнавать флаг Рязани. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Картинки, изображающие флаги Рязани и соседних городов.
Ход игры: На столе раскладываются картинки с изображением флагов, среди которых есть флаг Рязани. Необходимо найти нужный флаг.
«Найди рязанский герб».
Цели: Научить узнавать изображение герба Рязани среди гербов других городов. Продолжать учить узнавать герб Рязани. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Картинки, изображающие гербы Рязани и соседних городов.
Ход игры: На столе раскладываются картинки с изображением гербов, среди которых есть герб Рязани. Необходимо найти нужный герб.
«Узнай рязанский гимн».
Цели: Научить узнавать звучание гимна Рязани среди других музыкальных произведенией. Продолжать учить узнавать символы Рязани. Воспитывать любовь к малой родине, музыке, желание знать больше информации про историю Рязани
Материал: Аудиозаписи гимна Рязани, другие музыкальные произведения.
Ход игры: Воспитатель поочереди включает разные музыкальные произведения, среди которых есть гимн Рязани. Дети должны узнать гимн и рассказать, какие чувства вызвало это произведение.
«Путешествие по улицам города».
Цели: Научить узнавать изображение улиц Рязани. Учить ориентироваться в родном городе. Воспитывать любовь к малой родине, желание знать больше информации про историю Рязани.
Материал: Картинки, изображающие улицы и памятные места Рязани.
Ход игры: На столе раскладываются картинки с изображением улиц родного города.
Игровое упражнение «Продолжи».
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Рязани.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают. Какая команда быстрее продолжит фразу, та получает фишку. Команда, получившая большее количество фишек является победителем.
Примеры фраз для продолжения.
«Наш город называется.»
«Жителей нашего города называют.»
«Сергей Есенин –это.»
«Федор Полетаев - это.»
«Героиня былины Авдотья…»
«Герой Рязанской земли Евпатий…»
«Кадомское кружево плетут с помощью …»
«Михайловское кружево плетут с помощью …»
«Птицы нашего края».
Цель: Знакомить детей с птицами родного города (края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: Карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы Рязанской области», составленный совместно с родителями.
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Моя семья».
Цель: Закрепить знания имени и отчества родителей, сестер, братьев, дедушек, бабушек.
Материал: Фотографии родителей.
Ход игры: Дети, передавая друг другу игрушку, называют фамилию, имя, отчество родных и близких.
«Составь семейку».
Цель игры: Развивать логическое мышление, память, речь, формировать умение подбора однокоренных слов.
Материал: Карточки с изображением Рязани, Кремля, флага, герба, Родины и т. д.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением и предлагает назвать то, что изображено и подобрать родственные слова: родина, родной, родственный, родители, родинка; герой, героический, героизм, героический.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение, 1991 г.
2. Кожухова Л. Н. С любовью о доме. Самара,2002 г.
3. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развивающих игр для детей 5-8 лет. М. 6 АСТ Астрель, 2003 г.