Светлана Воробьева
Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим
Публикация «Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В. А.
Всем знакомые картинки: тихий тенистый двор, детская площадка, песочница и кучка малышни, увлеченно копающей лопатами песок, или горячее морское побережье, ласковый ветерок и причудливые песчаные постройки из песка и вырытые колодцы, а рядом их маленькие создатели… Игры с песком всегда были одной из любимейших забав малышей. Причем в него любят играть и совсем крошечные несмышленыши, едва научившиеся ходить, и ребятишки постарше.
Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать.
Песок – это естественный строительный материал, из которого при желании можно сотворить очень много интересного. В начале, пока ребенок мал можно самим взрослым предлагать образец той или иной постройки – это могут быть традиционные куличики, пирожки или заборчики. Малыш выкапывает рвы и строит заборчики, насыпая песок и утрамбовывая его. Когда ребенок подрастает уже возможно обыгрывать тот или иной сюжет – это или улица города с дорогами, домами, возле которых вырастают деревья (т. е. веточки, которые втыкают дети и становятся настоящими в их воображении деревьями, или это красивая клумба круглой, овальной или прямоугольной формы (кстати, здесь идет закрепление знаний о геометрических фигурах умение их изображать) Возможно применение таких сюжетов, которые особенно запомнились ребенку при прочтении какой-либо сказки. Это могут быть и народные сказки, например: «Колобок, Три медведя» или авторские - «Золотая рыбка, Конёк-горбунок» и другие.
Предположим дети вместе со взрослым собираются соорудить из песка настоящий средневековый замок. Вместе с детьми нарисуем на песке контуры нашего замка, а по углам расставим башенки. Этими же башенками потом можно будет украсить и сам замок. Между башен возводим стены, причем, удобно это делать, используя коробочки из-под сока. Влажный песок засыпаем в коробки и выстраиваем ровные стены. С помощью палочек от леденцов, пластиковых ложечек или каких-нибудь других подручных средств обозначаем в замке окна и двери. По периметру замка можно будет выкопать ров, а затем заполнить его водой. Через ров перекинуть мост, кстати, для этого отлично подойдут палочки от эскимо. Готовый замок предоставляет большой простор для игр. Для интереса можно добавить несколько игрушечных фигурок. Для мальчиков пусть это будут лошади и рыцари, ну а девочке просто можно придумать сказку о прекрасной принцессе, томящейся в замке. В сюжете может быть и злой дракон, охраняющий замок, и прекрасный принц, примчавшийся, чтобы спасти красавицу. Кстати, такой сюжет придется по вкусу и мальчикам
А вот еще одна очень увлекательная игра. Она научит ребенка различать предметы по определенному принципу и соотносить их между собой. Для Этой игры понадобятся формочки в виде животных. Вы рисуете на песке несколько неодинаковых фигур-домиков. Например: квадрат, треугольник, и кружок. Затем объясните малышу, что в круглом домике обязательно должен жить волк, а сова — в квадратном, медведь же любит треугольный. Исходя из ваших слов, малыш должен найти соответствующею фигурку, и сделать отпечаток в том домике, который нравится тому или иному зверьку. По желанию игру можно усложнить. Скажите малышу, что заяц не желает жить ни в треугольном, ни в круглом домике. Лошадка непременно должна жить в домике с тремя углами. А рыбка любит круглые дома.
Дети, играя в песок могут олицетворять себя человеком той или иной профессии – строя замки, дома различной высоты, формы –они проявляются как будущие архитекторы, строители; разбивающие клумбы, огороды – возможно будущие дизайнеры, ну а те, дети, которые с желанием «пекут» красивые пироги и торты могут стать великолепными кондитерами или поварами. Те дети, которые прокладывают дороги, тоннели, мосты, а потом сами преодолевают «трудности бездорожья» наверняка станут хорошими шофёрами. Таким образом, песок, песочница- это для ребенка- целый собственный мир, где он выдумывает, фантазирует и в тоже время учится работать, добиваться цели.
Песочница – отличное место, которое поможет ребенку незаметно выучить буквы и цифры, распознавать виды геометрических фигур. Нет, не обязательно писать палочкой на мокром песке – такое занятие быстро приедается. Вот вылепить букву или выкопать ее в виде канавки – задание творческое. «Оля, сможешь слепить огромную букву О? Превратить ее в С?». «А посмотри, я выкопала какую-то цифру. Знаешь такую?». «Давай вылепим твое имя из песка!». Ребенку интересно, при этом организм его получает немалую порцию свежего воздуха, а развитие не стоит на месте – задействована и мелкая моторика, и тактильная чувствительность. И информация лучше запоминается.
Ребенок уже может писать-читать на песке? Усложняем задачу. С помощью забавной игры покажем, как изменяется смысл слова, если заменить в нем всего одну букву. Играть так можно и дома - на бумаге, магнитной или маркерной доске. Но ведь песчаный берег создает неповторимую атмосферу и дополнительный интерес. Написали слово «кот» - рядом создайте изображение его мордочки. Стерев затем букву «О», подпишем на этом месте «И». Кота больше нет, вместо него надо рисовать кита. У кого лучше получится? Подготовьте заранее небольшой список таких парных слов, вашему ребенку долго не наскучит подобное занятие.
Просто дивно: ребенок лепит песочные угощения, копает ямки и тогда умнеет, развивает собственный мозг. Наполняя формочки и всевозможные ёмкости песком и вылепливая песочные фигуры, малыш тренирует координацию перемещений, отточенность и аккуратность. Но это не все. Любые сооружения из песка – креативный процесс. И чем больше различных песочных миров станет творить ребенок, тем лучше станет развиваться его воображение и фантазия. Прямо в песочнице возможно учить географию и арифметику, начать обучение письму, чтению, знакомится с простыми законами физики. Песочница – это место, где ребенок познает первый этап жизни, иными словами, он осваивает азы отношений со своими сверстниками.
Песок – это прекрасный природный мольберт, ребенок в любом может палочкой или даже пальчиком изобразить какой –то рисунок. Развивать детское творчество можно не только играя с ребенком в песке, но и используя песок как основной элемент при создании какой-то аппликации или фрески.
Есть два варианта: сразу начать рисовать с помощью клея или сначала сделать эскиз на картоне простым карандашом. Затем покрыть аккуратно клеем какую-то часть или деталь, а потом уже посыпать песком определенного цвета, дальше другую деталь снова покрываем клеем и посыпаем другим цветом.
Можно использовать вперемешку –цветной песок и другие мелкие варианты наподобие песка: мелкие крупы: манку, рис, гречку, перловку, мелкие макаронные изделия, а можно и мелкую фурнитуру - пуговки, бисер, бусинки, стеклярус. Ребенок экспериментируя, складывая, перемешивая, придумывает свои, необыкновенные картины.
Создавая сам или вместе с родителями красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с пеком и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
Список литературы:
1. Грабенко Т. А., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. // Школьный психолог, 2006г. №3.
5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
6. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М., 2000.
7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
9. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.
10. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.
11. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 1998.