Светлана Яковлева
Развитие инженерно-технического образования детей. Стратегия будущего
▼ Скачать +Заказ
Современное общество и технический мир неразделимы в собственном совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю отрасль человеческого существования и абсолютно не сдает своих позиций, а напротив только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. В процессе конструктивной работы у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, исследовать их и на базе такого анализа сопоставлять однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая созидательные задачи, дети обучаются исследовать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним прогнозировать свою работу. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие.
Публикация «Развитие инженерно-технического образования детей, Стратегия будущего» размещена в разделах
В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся кадрах. Имеется недостаток инженерных сотрудников и излишек менеджеров, адвокатов, появляется надобность приобщать детей к инженерным наукам, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.
Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трё х инструкциях:
• конструктивная работа,
• познавательно-исследовательская работа,
• становление логико-математического мышления.
Конструирование имеет большое значение для интеллектуального и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др., творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности. Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. В процессе конструирования дошкольники развивают математические возможности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, краску, длину. У ребят развивается пространственное мышление. Конструирование и робототехника развивает и речевые способности: малыши задают взрослым вопросы о всевозможных явлениях или же объектах, собственно, что создает еще коммуникативные способности. Техническомутворчеству, можно обучить всякого человека. Но увлекаться данным нужно с самого раннего возраста, чтобы малыш привыкал грамотно мыслить, правильно работать с информацией, использовать на практике познания. В высшейстепени принципиально пробудить интерес у малыша к технике. Подготовка ребят к исследованию технических наук — это в одно и тоже время, и игра, и изучение, и техническое творчество, собственно, что содействует воспитанию интенсивных, увлеченных собственным делом людей, владеющих инженерно-конструкторским мышлением. Довольно принципиально на ранних этапах обнаружить технические наклонности малыша и развивать их в данной направленности. По сведениям воспитателей и социологов, «ребенок, который не познакомился с почвами технической работы до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой».
Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к другому. Во всех групповых помещениях детского сада должны быть организованы центры «Логики и математики», ««Конструирования», «Природы и экспериментирования», оснащенные инженерно-техническим оборудованием. Это: всевозможные конструкторы, математические пособия, исследовательская лаборатория, литература. В данной лаборатории с детьми можно провести исследования по различным направлениям физики, химии, биологии. К примеру – пульс, кислотность, сила, магнитное поле, электричество, температура, свет.
Конструирование более чем, иные виды деятельности, подготавливает основу для становления технических возможностей детей, что довольно принципиально для всестороннего становления личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети обучаются следить, отличать, ассоциировать, запоминать и воспроизводить способы постройки, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под управлением воспитателя дети овладевают четким словарем, выражающим наименования геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, конструкторами и творцами, они выдумывают и воплощают в жизнь собственные идеи. В детском саду для становления и поддержания у детей внимания, к конструктивной деятельности должны использоваться разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. От несложных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из несложных геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Основы технического моделирования и конструирования дети осваивают и с поддержкой всевозможных передовых конструкторов. Кпримеру, Lego Education WeDo, Lego Duplo, Lego Education, Magformers идр. Актуальность LEGO -технологии и робототехники значима в свете требований ФГОС:
-являются действенным средством для умственного становления дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей («Речевое», «Познавательное» и «Социально-коммуникативное развитие»);
-позволяют педагогу соединять воспитание, образование и становление дошкольников в режиме игры;
-формируют познавательную энергичность, содействует воспитанию социально-активной личности;
- создает способности общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной работой, дают ребенку вероятность проводить эксперимент и видеть свой собственный мир, где нет пределов.
Конструктор LEGO содержит ряд определённых превосходств перед другими способами изучения, становления и корректировки. Конструктор неопасен: с поделками ребёнок имеет возможность играть, ощупывать, не рискуя испортить. Конструктор максимально мобилен, можно играть на столе, на полу, на ковре. В работе с LEGO ребёнок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Вне зависимости от навыков, у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха. Многообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей. LEGO разработка основывается на интегративных принципах. Она разрешает обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Использование LEGO технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т. е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения, изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации
творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе,позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки,осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольноговозраста в ДОО.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.