Наталья Карпова
Моделирование и мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников»
Содержание
Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников –одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребёнок должен овладеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Первая ступень в системе образования – дошкольное образование. Основная задача педагога в детском саду- формирование у детей интереса к процессу обучения. Мне часто приходится искать различные средства, делающие процесс обучения более интересным и необычным,и которые облегчали бы его. Я решила использовать более эффективные научно-обоснованные пути развития речи и памяти детей.
Публикация «Моделирование и мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Общаясь с учителями начальных классов школы, я обратила внимание на то, какие проблемы чаще всего встречаются у начинающих школьников. Одна из них это недостаточное, слабое развитие связной речи : скудный словарный запас, неумение строить сложные предложения, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, составлять рассказы о предметах и по картинам и из личного опыта, а так же плохое запоминание текстов с развитием сюжета, стихов. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Дети запоминают непроизвольно и порой не то, что требуется на данный момент. Если же добавить в процесс обучения наглядные картинки, то это приведёт к положительным результатам.
На основании этого целью моей работы в течении года стала идея внедрить в образовательную область «Речевое развитие» методы мнемотехники, моделирования. Моей целью стало повышение своего теоретического уровня, компетенции и мастерства и формирование у детей умения использовать в работе схемы, пиктограммы и модели.
Эти методы должны облегчить запоминание, увеличить объём памяти, развить зрительную и слуховую память, путём образования дополнительных ассоциаций (ассоциативное мышление, развить связность речи, научить составлять рассказы, логически мыслить, сформировать речемыслительную деятельность, систематизировать познавательную информацию об окружающем мире, обогатить словарный запас, воспитать потребность речевого общения, развить мышление и воображение и память.
Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования вызывает интерес и помогает «оживить» занятие. А так же, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания и логически мыслить. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем в школьном обучении.
К. Д. Ушинский писал: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты» Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детских садов.
Связная речь – логически последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания, с помощью диалога им монолога.
Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование, так как мышление старших дошкольников наглядно-образное. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
«Моделирование»- исследование каких- либо явлений,процессов путём построения моделей. Что такое модель?
«Модель» -это любой образ какого-либо предмета, процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В дидактике выделяют 3 вида моделей :
1 Предметно-схематическая модель (предметы заместители и графические знаки)
2 Предметная модель в виде физической конструкции предмета (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая главные части предмета)
3 Графические модели (графики, формулы и схемы) или пиктограммы.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой серый кружок, заяц — маленький серый кружок). Набор заместителей (разных кружков)изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой — солнышко.
Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.
Например, в сказке «Колобок» колобок — жёлтый кружок, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
Мнемотехника – «искусство запоминания». Преобразование абстрактных символов в образы. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства, предназначалась для запоминания длинных речей. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов. Мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при упоминании одного из образов человек сразу, по ассоциациям воспроизводит все соединённые образы.
Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:
. принцип развивающего образования;
.принцип научной обоснованности и практической применяемости;
.предметность и наглядность;
. дифференцированный подход.
Метод наглядного моделирования даёт возможность : самостоятельно анализировать объекты и ситуации; развивает умение менять точку отсчёта, делать централизованной; развивать замысел, идею будущего продукта; планировать свои высказывания. Не связанные между собой картинки можно соединить в один сюжет. Эти модели-картинки помогают активизировать мыслительные процессы. Поэтому укрепляется память дошкольника, его образное мышление, развивается связная монологическая речь.
Этот метод может использоваться в работе над всеми видами связногомонологического высказывания:
. пересказ;
.составление рассказов по картине, серии картин ;
. составление описательных рассказов;
. составление творческих рассказов ;
. а также при работе над заучиванием текстов.