Валентина Геннадьевна
Современная развивающая предметно-пространственная среда как средство достижения воспитанниками целевых ориентиров
▼ Скачать + Заказать документы
Современная образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Поэтому современные подходы и принципы к построению образовательной среды ДОУ должны обеспечивать развитие ребёнка в соответствии с ФГОС ДО. Однако, организация образовательной среды чаще не соответствует требованиям модернизации дошкольного образования. Эту проблему я вижу как одну из важнейших для решения в ближайшее время.
Публикация «Современная развивающая предметно-пространственная среда как средство достижения воспитанниками целевых ориентиров» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Хочу рассказать о том, как я выстраиваю работу по развитию и обогащению одной из основных составляющих образовательной среды, а именно о предметно-пространственной развивающей среде в младшей группе. Свою работу в этом направлении я строю, основываясь на целевые ориентиры.
Иланский детский сад № 50 работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой под развивающей предметно-пространственной средой понимают определённое пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
В качестве центров развития выступают центры сюжетно-ролевой игры, исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительный центр, центр творчества, интеллектуального развития, музыкально-театральный, музейный, «Юный художник», «Маленький строитель», «Почитай-ка», «Весёлые прогулки» и др.
Подобная организация развивающей среды позволяет мне мотивировать детей, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. На ней базируется обучение дошкольников. Поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ я уделяю наглядно-игровым пособиям и дидактическим игрушкам.
В организации предметно-пространственной среды для младших дошкольников важным является всё, что способствует речевому, познавательному развитию и то, что связано с восприятием сенсорных эталонов (форма, цвет, величина). Я использую пособия и игрушки, которые состоят из различного рода стимуляторов, оказывающих воздействие на анализаторные системы. Поэтому одними из главных элементов предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе являются сегменты, способствующие развитию сенсорики и моторики ребёнка. В моей группе они представлены в виде сенсорных ковриков, шнуровок, мозаик, сухого бассейна, мини-песочниц с кварцевым и кинетическом песком. Кинетический песок представляет собой материал, который держит форму, при этом легко распадается, а сама структура прочная и пористая. На ощупь он напоминает влажный песок, не мажет одежду и руки. Игры с песком развивают мелкую моторику, снимают мышечную напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. С помощью песка организуются индивидуальные и групповые занятия. В результате дети имеют представление о песке, как природном материале и о его свойствах, умеют проводить опыты, работать в группах, делать выводы.
Продуктивные виды деятельности так же способствуют активизации сенсорного развития ребёнка, прямо или косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Эффективной является новая технология использования прозрачного стеклянного мольберта. Когда дети рисуют, наблюдая «натуру», копируя шаблон, приложенный к стеклу, они получают умения действовать по образцу, возникает яркий эмоциональный эффект от рисунка, увеличивается интерес к изобразительной деятельности. Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческого самовыражения детей. С помощью рисования орнаментов Хохломы, Дымки и Гжели, я пробуждаю в детях интерес к народным традициям, особенностям русской культуры, начинаю формировать чувство этнокультурной идентичности. Знакомство с национальными традициями, сибирскими обычаями происходит и через устное народное творчество, художественную литературу, музыкальные произведения, а так же при оформлении детской площадки фигурами в народном стиле. Народные подвижные и сюжетно-ролевые игры являются эффективной формой воспитания толерантности и любви к Родине.
Мышление и речь имеют одни корни, поэтому развитие речевого мышления занимает большое место в моей практике. В условиях детского сада важным компонентом моделирования речевых ситуаций выступает окружающая детей предметно-развивающая среда. Один из сегментов такой среды - экологический центр в группе. Недостаточно показать детям картинки, расставить цветы, нужно погрузить их в определённую атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Пространство центра в группе я оформляю при помощи новых форм организации пространства - инсталляций, диорам, макетов. Они эффективны для речевого и познавательного развития : запущен мыслительный механизм, появляются новые вопросы, рассуждения. Особенно этому способствует инсталляция, когда дети находятся внутри сегмента пространственной среды, могут его изменить или дополнить. Так, рассматривая созданную мною композицию «Лесная поляна осенью», я задаю вопрос: «Что можно добавить или переставить на этой поляне?». Дети отвечают: «Грибы, белочку, пенёк и т. д.», а в зимней инсталляции дети говорят о том, что на поляне нужны кормушки для птиц, которые они могут сделать с папами и дедушками. Таким образом, я создаю ситуацию для развития детей и обогащения предметно-пространственной среды совместно с детьми и их родителями.
Начало процесса формирования ценностных ориентаций в дошкольном возрасте мы начинаем осуществлять с младшей группы через новую форму организации образовательной среды, которая из коллекционирования переросла в музейно-педагогическое пространство. В моей группе созданы мини-музеи: «Книги», «Шумелки», «Ёлочные игрушки». Экспозиция мини-музея «Ёлочные игрушки» проходит один раз в год, остальные действуют постоянно. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
Сегодня идёт активный поиск новых форм сотрудничества педагога и родителей, направленных на активное включение родителей в жизнь ДОУ. Я убеждена, что эффективной формой совместной деятельности в создании современной образовательной среды группы является проектная деятельность, одной из задач которой является пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Так был разработан и осуществлён проект к 9 Мая «Я помню! Я горжусь!» О людях, прославивших нашу страну, вставших на её защиту, не пожалевших жизни ради её свободы. Приобщение детей к традиционной праздничной культуре осуществлён через проект «Скоро праздник придёт!» посвящённый Новому году. Форму проекта внедряю и в Программу «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Запущен проект «Птичья столовая», позволяющий воспитанникам познавать мир, наблюдать за объектами живой и неживой природы и активно взаимодействовать с ними. В создании современной развивающей предметно-пространственной среды моей группы задействованы все участники образовательного процесса: воспитатель, дети и родители, каждый из которых выполняют свою часть общего дела по плану проекта. В результате оформлены альбомы по темам: «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пернатые соседи», «Новогодние поздравительные открытки». Совместно с родителями изданы газеты: «Защитники мира», «Птицы - наши друзья». В художественно-эстетическом центре создана экспозиция «Новогодняя игрушка»; пополняется мини-музей «Книги». Экологический центр обогатился диорамой «Зима в лесу». Участие в проектах родителей позволяет расширить рамки совместной деятельности с детьми, включиться в воспитательно-образовательный процесс, создавать сегменты развивающей предметно-пространственной среды. При их активном участии были изготовлены: стеклянный мольберт, мини-песочницы для кинетического и кварцевого песка, кормушки, скворечники, костюмы для уголка ряжения, зимние и летние постройки на детской площадке и др.
Обобщая опыт работы на данном этапе прихожу к выводу, что с помощью обогащённых традиционных и новых элементов РППС я создаю условия к достижению целевых ориентиров :
- используя прозрачный стеклянный мольберт развиваю в дошкольниках интерес к продуктивной деятельности, развивающей познавательную и речевую активность;
- через общение на групповых занятиях с кинетическим или кварцевым песком развиваю интерес к совместным играм и обучаю принимать игровую задачу, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- инсталляция даёт хороший результат в развитии интересов ребёнка к окружающим предметам, активной и эмоциональной вовлечённости в действие с ними, в проявлении самостоятельности в бытовом и игровом поведении;
- создание РППС к проектам вызывает у детей интерес к окружающему миру природы, позволяет участвовать в сезонных наблюдениях.
В создании современной РППС задействованы все участники образовательного процесса: воспитатель, дети и родители, каждый из которых выполняют свою часть общего дела.
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения в других условиях.