Ольга Ахмерова
Современная коррекционная предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию
Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
Консультация для воспитателей:
«Современная коррекционная предметно-пространственная среда»
Подготовил:
педагог-психолог
Ахмерова О. А.
декабрь, 2017
Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды
Публикация «Современная коррекционная предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной — развивающей программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете учитывается всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:
— закономерности психического развития дошкольников;
— показатели здоровья;
— психофизиологические и коммуникативные особенности;
— уровень общего и речевого развития.
В своей профессиональной деятельности необходимо руководствоваться учетом речевых нарушений, темпом продвижения каждого ребенка, созданием условий для его речевого развития независимо от уровня исходной подготовленности и речевого дефекта.
При создании предметно-пространственной развивающей среды используются следующие общие принципы:
Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;
— Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
— Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;
— Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;
— Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
— Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;
— Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
— Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.
Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении (Н. В. Нищевой). При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.
Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.
Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды :
1. Центр речевого развития
(зеркало с лампой дополнительного освещения, стол со стульчиками для занятий у зеркала, предметные и сюжетные картинки, наборы игрушек, картотека, раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, комплект зондов, настольно-печатные дидактические игры, дыхательные тренажеры, модели артикуляции звуков О. А. Степановой, интерактивная доска).
2. Центр сенсорного развития
(звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений,).
3. Центр моторного и конструктивного развития (обводки, песочница, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и пазлы, мозаика, конструктор).
4. Уголок игр и игрушек для мальчиков
(модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин).
5. Уголок игр и игрушек для девочек
(куклы с комплектом одежды, набор мебели и посуды для кукол, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).
Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.
Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.
Список литературы:
1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. -2014г. -№8.
2. Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО-Изд 2-е перераб-Волгоград: Учитель 2014г.
3. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада : учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. -М. :Перспектива,2011.
5. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -<#"justify">
6. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ : автореф. дисс….канд. пед. наук/Н. Д. Епачинцева. -Белгород:БГУ,2001
8. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
9. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
10. Конвенция о правах ребенка
11. Конституция РФ
12. Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34
13. Кудрявцев В. П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.
14. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. Вып. 4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова. -Владимир:ВГПУ,2000.
16. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
17. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном учреждении»
18. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
19. Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.)
20. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.