Наталия Никитина
Семинар-практикум «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша школа является инновационной площадкой районного уровня по теме: «Инклюзивное образование в условиях малокомплектной школы» с 18.10.2018г.
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
К детям с ОВЗ относятся дети:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Темочки
1. С нарушением слуха, зрения, с тяжелым нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта и Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагогов можно выявить такого ребенка, если он не справляется с программой. В нашей школе обучаются 8 детей с ОВЗ, из них 6 учащихся с ЗПР и 2 ребенка-инвалида. 9 педагогов из 14 прошли курсовую подготовку по теме: «Обучающиеся с ОВЗ. Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» и уже имели и имеют необходимые навыки при работе с данной категорией детей. Задержка психического развития (ЗПР) одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития.
Проработав ни первый год с данной категорией детей мы видели и видим низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ не могут осуществлять полноценный анализ тому или иному действию, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, Снижена познавательная активность, выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны, все компоненты языковой системы не сформированы.
У таких детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Однако ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания так как у детей сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
На протяжении ряда лет, дети с ЗПР, будучи в начальном звене испытывали трудности при изучении математики. И тогда, педагоги начали учить детей и учиться сами математическим азам с помощью программы Нумикон – это программа включает в себя и набор наглядного материала, для детей, которым предмет математика ни как не дается. С ПОМОЩЬЮ ДЕТАЛЕЙ НУМИКОНА МОЖНО НАГЛЯДНО ПОКАЗАТЬ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. ВИДНА РАЗНИЦА МЕЖДУ ЧЕТНЫМИ И НЕЧЕТНЫМИ ЧИСЛАМИ. Ребята с помощью форм делают оттиски на пластилине. Добавляются игры, где детям предлагается сравнивать формы Нумикона по размеру и выкладывать их в ряд от меньшей к большей. Одновременно с этим они знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. Также Нумикон используют как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, а также при изучении тем Состав числа • Переход через десяток • Наглядное представление больших чисел • Умножение • Деление.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ это одна из важных компетенций педагогов:
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является – обеспечение школьникам возможности сохранения здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии педагоги применяют в различных видах деятельности, это и динамические паузы (физкультминутки, подвижные и спортивные игры (проводятся как часть физкультурного занятия, пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме, гимнастика для глаз (способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения).
Используем при организации учебного процесса коррекционные технологии, такие как -технология музыкального воздействия (музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, сказкотерапия (используется для психотерапевтической и развивающей работы, изотерапия (применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом). Технология воздействия цветом (необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.)
Чем мы в частности можем помочь таким детям? Существует два понятия, которые определяют способы взаимодействия с детьми с ОВЗ – интеграция и инклюзия. В нашей школе имеет место быть «Инклюзия».
Интеграция — процесс объединения частей в целое.
Инклюзия - процесс увеличения степени участия всех детей в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия - это процесс реального включения детей с ЗПР в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. /схема -слайд/
Для каждого такого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут?
Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.
Таким образом, своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика способствует включению каждого ученика с ЗПР в активную учебную деятельность на уровне его потенциала и развивает возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника с трудностями в обучении.