Решетова Светлана
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательно — исследовательских интересов детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию
познавательной активности дошкольников через поисково- исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие познавательно — исследовательских интересов детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном
процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование: Муляж насекомого,банка, бутылки с водой, ёмкость под воду, полиэтиленовая плёнка, бумажный цветок,минеральная вода, виноградинка, бумага формат А-4, карандаши, карточки с заданиями
Ход семинара.
I. Теоретическая часть. (слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Развитие познавательно – исследовательских интересов детей».
Развитие познавательных интересов у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
(слайд2)
Н. Н. Поддьяков (советский и российский психолог и доктор психологических наук, профессор, ныне здравствующий (56 лет) выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской
(поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее иполноценнееон развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. 3 слайд
Вот как представляют дети некоторые объекты, попробуйте отгадать
2. ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
А) Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разномупахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .
Б) Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
В) Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
Г) Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным.
(ПРОБИРКА)
Давайте порассуждаем с вами и вспомним что такое опыт?
4 слайд
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента».
Опыт – метод познания окружающего мира,который осуществляется спонтанно,наугад.
Эксперимент –особый вид практики, имеющий цель,задачи и гипотезу.
А теперь Блиц - игра! 5 ,6 слайд
Блиц-игра «Вопрос-ответ».
-Назовите формы работы с дошкольниками?
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность,
конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи сприродой, ситуативные разговоры.
-Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
3. Практическая часть. 7, 8 слайды
На практике сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой если дети не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Итак, СКАЗКА
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
(1 группа педагогов)
А продолжение сказки у каждого своё с заданием (раздать….)
Отводится 5 минут
1. (1 группа педагогов) И увидел утёнок озеро, а в нём прекрасные цветы…
Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, когда, добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Покажите на опыте,как это происходит и сформулируйте свой вывод…
Опыт № 1 Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
(2 группа педагогов)Утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Почему?
Утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.
Объясните, с помощью виноградинки и газированной воды, как это у них получается? Что происходит?
Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
(3 группа педагогов) Как можно разглядеть насекомое поближе?
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленькое насекомое. Ему захотелось разглядеть его поближе.
Как можно это сделать с помощью предметов, которые находятся у вас на столе и сформулируйте свой вывод…
Опыт №3 Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды.
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект
увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, так и у наших детей.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» 3 мин. 9 слайд
Взаимопроверка 3 раза (Можно вносить изменения карандашом)
Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
- Постановка исследовательской задачи
- Прогнозирование результата
- Уточнение правил безопасности
- Плана исследования.
-Выбор оборудования
-Выполнение эксперимента
- Наблюдение результатов
- Фиксирование результатов
-Формулировка выводов
Рефлексия. 10 слайд
Наш Семинар - практикум подошёл к концу, хотелось бы закончить его на поэтической ноте
Кто из вас знает,что такое синквейн
Кто не знает,я научу
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек
Например,
Лето (педагоги сами)
Асейчас, мы составим синквейн со словами
НАШ СЕМИНАР ПРАКТИКУМ
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи