Ирина Паринова
Социо-игровые технологии как способ поддержки детской инициативы, индивидуальности, развития самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровые технологии как способ поддержки детской инициативы, индивидуальности, развития самостоятельности
Построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Многие младшие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Залог успешного психического здоровья человека, необходимые составляющие его полноценного развития и самореализации является умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми.
Публикация «Социо-игровые технологии как способ поддержки детской инициативы, индивидуальности, развития самостоятельности» размещена в разделах
Известные психологи Е. Е. Выгодский и Л. И. Бажович, в своих исследованиях, утверждали, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. В социальном развитии человека младший дошкольный возраст является сензитивным периодом. В дошкольном возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Потребность в общении со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Сверстник обеспечивает освоение норм поведения, способности к сопереживанию, адекватной самооценки.
Дети этого возраста еще не умеют взаимодействовать-делиться игрушками, уступать друг другу. Необходимо с раннего возраста формировать у детей социально-коммуникативные навыки. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Регламентируемые формы деятельности, специфичные для детей определенной возрастной группы, прежде всего, игровая, коммуникативная, познавательная и исследовательская. Способствует этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск методов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Основатели социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова вывели следующие законы общения:
-будьте взаимно вежливыми, сдержанными и терпимыми;
-не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
-умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
-относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании.
Основная цель применения социо-игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста считается организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка, как на субъекта воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Основной задачей взрослых-воспитателей и родителей- на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности детей, т. е. взрослые должны научить ребенка играть. Задача взрослого-направлять стремлние к самостоятельности в верное русло, поручать малышу посильную домашнюю работу, поощрять развитие навыков самообслуживания, заинтересованность ребёнка в разъяснении понятий и событий. Помочь могут сюжетно-ролевые игры. Дети младшего возраста охотно играют со строительным материалом.
Подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве. Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика. Эти игры развивают чувственность пальчиков, мелкую моторику, воображение и целостное восприятие.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп. Главная задача игр-пробудить интерес детей друг к другу, что способствует обеспечению общего повышения мобилизации внимания и тела.
Игры-драматизации чаще используют в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Думаю, в дальнейшем, результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста покажут положительные результаты.
Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит:»У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём-реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»