Получи документы

Семинар по речевому развитию у детей раннего возраста

Наталья Бикметова
Семинар по речевому развитию у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из приоритетных направлений становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Публикация «Семинар по речевому развитию у детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода, является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Кант писал "Рука – это своего рода внешний мозг".

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 2-3-х лет. Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца - на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Именно поэтому в прошлом году, работая с детьми раннего возраста я разработала и внедрила в свою деятельность проект по речевому развитию детей раннего возраста «Говорящие пальчики».

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Существуют разнообразные виды пальчиковых игр:

1.Игры – манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

2.Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,

или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4.Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики», пуговицы, крупные бусины разнообразных форм).

При использовании разнообразного матерала, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и дети охотно и с удовольствием будут играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

5.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6.Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев"). "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

7. Сопряженная гимнастика. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга") С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

В своей практике я чаще использую игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковый театр; самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Детям объясняю выполнение того или иного задания с предварительным показом. Например: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Так же в своей работе использую игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала - это и прищепки, зубные щетки, массажные мячи и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3. Предложить детям выполнить движения вместе.

4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5. Используйте максимально выразительную мимику.

6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Ожидаемые результаты.

Образовательные:

Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.

Развитие творческих способностей.

Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.

Активизация познавательных процессов ребенка.

Воспитательные:

Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.

Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

Статусные:

Развитие коммуникативных отношений.

Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4 лет.

Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Показатели результативности :

Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.

Творческие выставки.

Отзывы родителей и педагогов.

Мониторинг реализации проекта.

Критерии Ф. И. ребёнка сентябрь май

1. Ребёнок обладает большим словарным запасом.

2. Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их строить.

3. Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки).

4. Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5. Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость.

6. Сформированно умение работы с пластилином (приёмы отщипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания)

7. Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.)

3 балла - проявляет активность, самостоятельность

2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого

1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

В результате постоянной работы над развитием речи, большинство детей в нашей группе заговорили.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй» Введение: Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возрастаПособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика - это.

Придумывание сказки «Как звери в лесу пожар тушили». ООД по речевому развитию детей с ОНР старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: развитие речетворческих способностей дошкольников. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. -Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение придумывать.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар по речевому развитию у детей раннего возраста
Опубликовано: 11 августа 2020 в 19:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар по речевому развитию у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бикметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД