Ольга Трубникова
Опыт работы «Роль воспитателя в личностном развитии ребёнка с ОВЗ в школе-интернате»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист.
Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности, а к объективным - знания и умения, которыми он обладает.
Публикация «Опыт работы „Роль воспитателя в личностном развитии ребёнка с ОВЗ в школе-интернате“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации.
Педагог должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия.
Различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.
К субъективным характеристикам личности педагога можно отнести: способности, психическое состояние. Характер, мотивационную направленность, индивидуальный стиль деятельности общения, самооценка. Самое важное качество педагога - это мотивационная направленность на профессию.
Профессиональная направленность - это стремление быть и оставаться специалистом в данной области. Такая направленность помогает педагогу преодолевать трудности.
Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Работа педагога, в том числе и коррекционная, зависит от целей и задачей, решаемых в ходе педагогического процесса. Не смотря на то, что существуют некоторые различия целей, которые выдвигаются той или иной программой, все они соответствуют главной цели дошкольного и школьного воспитания, определенной Государственным образовательным стандартом.
Главными задачами работы педагога в образовательном учреждении являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах.
В начальный период пребывания ребенка в образовательной организации содержание деятельности педагога направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому, и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, способствующие развитию познавательной деятельности несовершеннолетних, снимается стресс и обеспечивается положительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детей друг с другом.
Наблюдая за детьми, изучаю материалы личного дела, беседую, провожу рисуночные методики, тесты, например: Суворову Михаилу предлагаю придумать и нарисовать животное, которого на самом деле нет, развивать воображение, фантазию ("Дом-Дерево-Человек"; "Несуществующее животное"). При этом нельзя затрагивать темы, которые могут привести к сильным переживаниям ребенка, связанные с утратой близких людей.
В первую очередь интересует наличное состояние ребенка, его "психическая защита". Тут важно наблюдение за собственными инициативами в поведении ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.
Ворониной Лере, Каверину Н, Аверину И, предлагаются несложные интеллектуальные и практические задания с мозаикой, конструктором, разрезанными картинками. При наблюдении за работой детей, в моменты таких игр, сталкиваемся с интеллектуальными проблемами: страх, неуверенность в себе, назревших конфликтах.
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самореализовываться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Воспитатель - это призвание, талант, который дан свыше.
Личностное развитие ребенка- это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь.
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для детей в санаторном учреждении. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих ребят. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.