МААМ-картинки

Роль игры в процессе ознакомления детей с окружающим

Елена Есикова
Роль игры в процессе ознакомления детей с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы поговорим, о роли игры в процессе ознакомления детей с окружающим. Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности. Игра является существенной составляющей жизни детей в д/саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. Играя с детьми, воспитатель помогает им адаптироваться к условиям жизни, через игру вызывает у ребенка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним. Особая роль в связи с этимотводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. В дидактической игре – указывала Богуславская, формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности.

Публикация «Роль игры в процессе ознакомления детей с окружающим» размещена в разделах

Виды дидактических игр

Бондаренко А. К. указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля над ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В дидактической игре – указывала Богуславская, формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Содержание дидактических игр по разделу программы: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

Ребенок с помощью взрослого знакомится с различными сферами действительности, такими, как нерукотворный мир (живая и неживая природа, рукотворный мир (предметная среда, мир людей и человеческих отношений, «я сам».

НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР

Расширяются представления о живой природе. Они узнают о растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни, взаимозависимостях живой и неживой природы, знакомятся с элементами экологических знаний, с объектами неживой природы, делают выводы об их свойствах. Особое внимание уделяется развитию представлений о времени.

Для реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры : «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры : классификация растений по месту их произрастания.

В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года.

В играх «Кто, где живет?», «Путешествие в лес» у детей развиваются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой.

В играх «Где были, что видели?», «Путешествие по стране» у детей развивается представление о природе, как среде обитания человека, изменение образа жизни людей в зависимости от природных условий, в которых они живут.

Кроме этого, проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа.

РУКОТВОРНЫЙ МИР (ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА)

Постижение рукотворного мира происходит через действия с предметами, понимание их назначения и свойств, в процессе чего воспитывается бережное отношение к ним.

Для решения этих задач организуются соответствующие дидактические игры. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.

Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учатся объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.

Игра «Магазин».

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца. Игра с купленными игрушками.

Ход игры : Дети садятся перед столом с игрушками. Воспитатель говорит о том, что открылся магазин игрушек. Купить игрушку сможет тот, кто точнее опишет её. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.

В дидактических играх происходит обогащение знаний детей о материалах, из которых изготовляются вещи (металл, пластмасса, стекло, фарфор, ткань, об их физических качествах и свойствах. Стекло прозрачное, не пропускает воду, вещи из стекла могут быть самой разной формы, они бьются. При этом воспитатель дает разнообразные задания на сравнение предметов по: - длине (чулок, носок); - форме (шарф, платок, косынка); - цвету (одинаковые по форме и размеру чашки, но одна синяя, а другая белая с цветами);- материалу (салфетка из бумаги и ткани).

К концу года дети, руководствуясь этими отличиями, без помощи педагога объединяют предметы в пары и делают умозаключение:«Оба предмета деревянные», «Обе вещи красного цвета» и тому подобное.

МИР ЛЮДЕЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Мир людей и человеческих отношений раскрывается перед ребенком в ходе овладения правилами поведения с близкими, в д/саду, в общественных местах, благодаря знакомству с профессиями, а также через умение понимать чувства других людей и выражать свои собственные.

Со старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых. Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых. А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.

Игра «Путешествие по городу».

Дидактическая задача: Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровое правило: Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры : Картинки раскладываются на столах в разных местах комнаты. Дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной – посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, и тоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и собирают нужные им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставку картинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.

«Я САМ» обогащаются представления детей о себе, о строении тела, о росте, о различиях в поведении мальчиков и девочек; детям прививаются гигиенические навыки.

Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как о члене коллектива. Для того чтобы каждый ребенок ощущал себя неповторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, воспитатель должен направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе, на развитие положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.

Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с прихода в детский сад. Традиции, название группы, ее символистическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими.

Выводы:

Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.

Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.

Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:

Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования,

Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

Рекомендации для педагогов:

Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Публикации по теме:

Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой Дошкольный возраст – благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всём многообразии мир окружающей природы. Именно.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе» Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования.

Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Развивающие игры и пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи, творческих способностей, ФЭМПРазвивающие игры и пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи, творческих способностей, ФЭМП Панно многофункциональное. Изготовлено из ткани, на которую пришиты ленты-липы. На липы можно поместить различные дополняющие. Используется.

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игры в процессе ознакомления детей с окружающим
Опубликовано: 17 марта 2018 в 10:08
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в процессе ознакомления детей с окружающим» (включая файлы) размещена пользователем Елена Есикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД