Самарина Карина Юрьевна
Доклад «Развитие речи дошкольников через математические занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Публикация «Доклад „Развитие речи дошкольников через математические занятия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Занятия по математике не должны быть скучными для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Дети вряд ли запомнят что то неинтересное, даже если взрослый настаивает.
Всем нам хочется иметь талантливых и способных детей, но все мы живем в современном мире и его издержки касаются всех без исключений. Сбои могут быть как у взрослого так и у каждого ребенка, поэтому «Не нужно предъявлять повышенных требований к малышу, не примерять его по себе, а нужно принимать его таким какой он есть, главное не упустить драгоценное дошкольное время для оказания помощи ребенку в развитии.»
Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника.
В математике первые умственные операции начинаются с понятий : «поровну по одному», «поровну по два», «на один больше», «на один меньше». В связи с тем, что у многих детей речевые центры нарушены, они не могут эти выражения понять, не знают как выполнить эти умственные операции, поэтому в раннем возрасте на кубиках (как наглядное пособие, которое ребенок берет в руки, ощупывает, рассматривает) эти понятия надо усиленно тренировать.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, обогащает ее и совершенствует.
Сейчас Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Установлено, что уровень развития речи ребенка зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга.
Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами или без них. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.
Для формирования правильной артикуляции необходимо использовать игры, развивающие тактильные ощущения и кинестетические, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие. Тактильные ощущения так же развивает прием моделирования цифр и геометрических фигур из пластилина. Интересно, что при сдавливании подушек пальцев стимулируется созревание клеток головного мозга. Здесь нам поможет игра с прищепками, а в игре с «резиночками» мы решаем сразу несколько задач:
-закрепление понятия о цвете и форме, давая задания- соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат или треугольник;
-усовершенствуем или развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.)
-учим классифицировать по признакам;
-развиваем навыки логического мышления.
Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: «кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки.» «В лесу дерево выше, чем куст. А цветок ниже куста». В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы : «Сколько детей на картинке, посчитай», «девочка играет, с чем? Мячик какой?» и т. д.
Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.
Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.