Гульсиня Гибадуллина
Доклад «Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы».
▼ Скачать + Заказать документы
"Каштан и сирень".
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Публикация «Доклад „Развитие любознательности детей через наблюдение объектов природы“,» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большую часть времени в теплое время дети проводят на участке. Удачно посаженные деревья, кустарники дают педагогу возможность организовать наблюдения, исследования. На нашем участке рядом растут каштан и сирень.
Цветут они в одно время, поэтому мы обязательно рассматриваем и сравниваем по цвету, форме, запаху, размеру, строению соцветия сирени и каштана. Позже следим за плодами каштана: как они растут, затем желтеют, раскрываются, выпадают.
Некоторые плоды каштана, которые можно сорвать с дерева, мы приносим в группу и наблюдаем за ними. Постепенно оболочка темнеет, становится очень жёсткой, колючей. Детям осторожно трогают колючки, убеждаются, что они очень острые. Гладкая, твёрдая, прохладная поверхность каштанов вызывает желание подержать их в руках, поиграть с ними.
Экскурсии.
Наш детский сад расположен в прекрасном месте – и лес, и водоём – всё рядом. Мы используем эту возможность, чтобы познакомить детей с растениями, обитателями этих экосистем. Иногда естественное любопытство детей даёт направление нашим наблюдениям, беседам, исследованиям. Наше озеро – искусственное. И детям интересно проверить, где вода теплее, а где прохладнее. Почему?
А за постоянными обитателями водоёма – утками – дети с удовольствием наблюдают и летом, и осенью, когда утята подрастают, и очень радуются – ведь они всё лето их подкармливают.
Плоды осени
На участке детского сада мы организуем ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Например, после нескольких дождливых дней в укромном уголке участка, обнаружив грибы, я не стала сразу уничтожать их. Сначала мы их рассмотрели, дети попытались определить, какие это грибы.
Желуди, семена клёна, однолетних цветов – всё это становится предметом исследования.
Собирая семена, мы говорим о том, что все идет по кругу: посадили весной цветы, сейчас – осенью - соберём семена, весной их посадим, потом опять соберём семена. Дети сравнивают семена разных цветов, упаковывают их в разные пакетики. Затем думаем, где в группе можно сохранить их до весны, чтобы они не потеряли всхожесть.
(Чтобы не утомлять вас, уважаемые коллеги, решила разделить стендовый доклад на части. Продолжение следует.)
Стендовый доклад из опыта работы был подготовлен к семинару-практикуму районного методического объединения педагогов-психологов ДОУ "Преемственность в работе детского сада и школы в проведении исследовательской деятельности в природе".