Мусиева Патимат
Развитие мышления и речи детей средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие творческого мышления "вплетено" в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.
Однако, в начале значение слова, понимание его слитно с конкретным предметом еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой.
Публикация «Развитие мышления и речи детей средствами фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи "по- своему" действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, раннее скрытые свойства изучаемого предмета выделяются через практические действия.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма- наглядно- образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планированную функцию. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития.
Прогрессивные педагоги (Я. Каменский, К. Ушинский) всегда считали, что на формирование логического, творческого мышления влияют также национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.
Также, Е. И. Тихеева видит важность развития средствами фольклора в воспитании художественного вкуса ребенка в процессе развития речи. Она отмечает: "Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках.
Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность, особенность повторно производить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как факторы культуры речи детей. А. П. Усова считает, что постоянное обращение к художественным качествам произведений устного народного творчества, сочетание содержания и формы, являются главным критерием осуществления эстетического воспитания ребенка.
Анализируя народное творчество, она убедительно показывает ка родная речь, яркая народная игрушка становятся средством воспитания любви к Родине, окружающей природе. Все высказывания в полной мере относятся и к дагестанскому фольклору. Однако, в практике работы детских садов дагестанский фольклор используется не часто.