Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа) (1 фото)

наталья криминская
Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Сказка про грибы».

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя. (старшая группа).

Задачи:

1. Развивать у детей фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя;

Публикация «Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа)» размещена в разделах

2. Формировать знания о грибах (съедобных, несъедобных);

3. Познакомить с правилом сложения – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов;

4. Формировать умение называть слова во множественном числе;

5. Развивать свою фантазию и творчество, способность анализировать, умение правильно строить предложения;

6. Развивать речевую активность детей.

Предварительная работа: Дидактические игры: «Съедобное-несъедобное», рассматривание иллюстрированного материала.

Ход занят ия:

Воспитатель говорит: «Сейчас я вам расскажу одну интересную сказку про грибочки.» (рассказывает сказку с использованием иллюстраций).

Пошел как – то Зайчик в лес за грибами. Ходил – ходил по лесу, искал – искал, нет грибов. Ничего не нашел, присел на пенек, разморился на теплом солнышке, да и задремал. Сквозь сон слышит Зайчик чьи – то голоса. Приоткрыл глаза, а возле пенька собрались грибы, да на спящего Зайчика дивятся. Впереди стоял большой гриб с темно-коричневой шляпкой на толстой белой ножке. Видно было, что остальные грибы его уважали.

- Ну те-с, за чем в наш лес пожаловали? – спросил Большой Гриб и присел на соседний пенек.

- Как это за чем? – смутился Зайчик. – Ясно, за чем в лес ходят – за грибами.

- За грибами? – переспросил Большой Гриб и обратился к своим товарищам, - слышали? За грибами пришел!

- За грибами! За грибами! За нами! За нами! – обрадовались остальные грибы.

- А много ли грибов ты нашел, Зайчик? – спросил Большой Гриб.

- Да ничего не нашел, пустая у меня корзина.

- А что ты про грибы знаешь? – спросил Большой Гриб.

- Знаю, что они вкусные, из грибов суп сварить можно и пожарить.

- Это хорошо, - согласился Большой Гриб. - А как суп из грибов называется?

- Суп из грибов? – Зайчик почесал затылок. – Вы мне вроде проверку устраиваете, да? Хорошо, я отвечу – суп из грибов называется грибной.

- Какой он молодец! – защебетали маленькие разноцветные грибочки. – Какой умный!

- А вот скажи, Зайчик, что ты про названия грибов знаешь? Названия-то у нас у многих говорящие, и много чего внимательному к словам человеку рассказать могут.

- Про названия? Грибы да грибы, что про них интересного можно знать?

- А скажи-ка, какие грибы своим названием зверя напоминают, вернее, называются также, как и зверь этот?

- Зверя, - удивился Зайчик, - вот уж не знаю.

- Ну, хорошо, ответь, кого зайцы боятся?

- Лису, конечно, - пожал плечами Зайчик.

- Совершенно верно, не любят зайцы рыжую лисичку.

- А нас любят! Любят! – закричали симпатичные рыжие грибочки.

- А вы-то тут при чем? – удивился Зайчик.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа)

- Это дедушка про нас спрашивает. Вы же говорили про лисичку. А мы тоже лисички. Посмотри, пока мы маленькие, мы желтенькие, а как подрастем немножко, шляпки наши и ножки потемнеют немножко, порыжеют. Вот за это сходство нас и назвали лисичками.

- Ну-ка, болтушки-говорушки, помолчите! – прикрикнул Большой Гриб на лисичек.

- Мы не говорушки, - обиделись лисички, - говорушки молча стоят.

Тут Зайчик понял, что говорушки – это тоже грибы.

- Да, не любят шуметь говорушки. А молчат они потому, что есть говорушки съедобные, а есть – яовитые. Если шуметь будут, как лисички, их чего доброго и перепутают, да ядовитых соберут. Вот они молчком и стоят, чтоб грибникам шумом не мешать, чтобы человек мог съедобные от несьедобных отличить, - рассказывал Большой Гриб.

- Хорошо бы мне все это запомнить, - подумал Зайчик, а Большой Гриб продолжал. – Скажи, какие грибы прямо о своей дружбе с деревьями говорят? Кто любит дубовые леса?

- Дуб, дубовый, дубина, - вспоминал Зайчик похожие слова. – Может дубняк?

- Совершенно верно. Есть такой гриб. И внешне чем-то дубок напоминает – такой же коричневый и крепкий.

- А с березками да с осинками кто дружбу водит? И искать их надо одного – под березой, другого – под осиной.

- Под березой – подберезовик, - осенило Зайчика.

А под осиной – подосиновик.

- Молодец. Устал я что-то от расспросов, отдохну-ка я, пусть другие грибу тебя поспрашивают.

Вперед вышел небольшой низкорослый гриб с плотной желтоватой шляпкой.

- Люди меня по месту жительства назвали – очень я мягкий и мох люблю, хотя и не только на мхах расту.

- Мох любит, мох, моховой… Может ты, моховик? – спросил Зайчик.

- Как ты догадался? – расстроился гриб. – Я думал, никогда не угадаешь.

- Дайте мне спросить! – выскочил вперед гриб со странной слизистой шляпкой, к которой пристали хвойные иголки, листочки, травинки.

- Потрогай мою шляпку. Правда, будто маслом смазана?

Зайчик погладил шляпку.

- Здорово, кто это тебя смазал?

- Никто не смазал, такой я родился, и называюсь я, как ты думаешь?

- Вот уж не знаю, - развел руками Зайчик.

- я масленок, - гордо закончил гриб.

- Пропустите, пожалуйста, пропустите меня, - выскочил на поляну грибок в розовой шляпке, на которой были видны темно-розовые круги.

- Ой, какой ты красивый, - воскликнул Зайчик. – Когда в воду камешек бросишь – от него круги во все стороны идут. Рисунок на твоей шляпке похож на такие же круги. Я думаю твое название как-то со словом «волны» связано.

- Меня зовут волнушка, но название это мне подобрали из-за другого слова. Потрогай края моей шляпки, посмотри, какие они мохнатые, на мягкую шерстку похожие. Раньше слово такое было – «вовна» - что по-древнерусски «шерсть» означало. Вот поэтому меня волнушкой и назвали, будто я шерстяной.

- Вот здорово, - обрадовался Зайчик, - из какой же ты старины свое название ведешь.

- Да, - согласился гриб, - но у меня еще есть родственник очень близкий. Я – волнушка розовая, а он – волнушка белая, как ты думаешь, как его еще называют?

Зайчик посмотрел на этот грибок – он действительно был белого цвета, с чуть желтоватым пятном в центре шляпки.

- Ты, наверно, бе-бе-белянква, - вдруг выпалил Зайчик.

- Совершенно верно.

- А я вот хочу тебе соседей показать, - волнушке пришлось чуть подвинуться, чтобы пропустить большой гриб с серой шляпкой и серой ножкой, и другой гриб желто – зеленого цвета.

- Какие забавные, - подумал Зайчик, - один серый, другой зеленый.

А вслух продолжил :

- Серый, наверно – серушка.

А зеленый – зеленушка.

- Верно, - обрадовались серушка и зеленушка.

- Про нас не забудьте, - на поляну выскочила целая семейка грибков на тоненьких ножках со шляпками размером с монетку. - Мы очень вкусные грибы, но, к сожалению, очень горькие, поэтому нас и назвали так.

- Горькушки, вы – горькушки, - закричал Зайчик.

- Правильно, - согласились горькушки.

- А это что за грибы, - спросил Зайчик, глядя на груду грибов с ярко-оранжевыми шляпками, - рыжие какие, издалека видно!

- Да, действительно, мы рыжие и называемся рыжиками. Рыжик – почетный гость в корзине грибника.

- Дайте-ка пройти, хвастунишки, - вышел на поляну гриб с толстой короткой ножкой. Шляпка у него была размером с небольшую тарелку. - Мы – грибы семейные и растем целой кучей или грудой. Нас можно за один раз целую корзину набрать. Вот от слова «груда» и идет наше название. Ну-ка, подумай!

- Груда, груда… Вы, наверно, грузди? – воскликнул Зайчик.

- Ишь ты, а ведь правильно сказал, - усмехнулся груздь, - да… не ожидал…

- Про нас не забудьте, пожалуйста, дайте нам слово сказать, - тоненько запищали небольшие грибки на тоненьких ножках. – Мы тоже грибы семейные, но наше название идет от места, которое мы выбираем для жилья. Очень, знаете ли, удобно на пнях селиться целыми семьями.

- Пень… пенек… - думал Зайчик, - может, вы – пни какие-нибудь?

- Никакие мы не пни, - обиделись грибочки, - мы очень даже съедобные и вкусные, а называемся мы опята.

- Интересно как, - подумал Зайчик.

- Про всех спросили, а нас забыли, - печально вздохнули те самые грибы, которые больше всех радовались в начале встречи.

- А вы кто? – поинтересовался Зайчик. – Вы все такие разные – и желтые, и серые, и красные, и малиновые, и зеленые, и бурые, а что ж название у вас одно?

- Совершенно верно ты подметил, все мы грибы одной семьи, одного названия, хотя шляпки у нас почти всех цветов радуги, да и на вкус мы все разные – одни из нас пресные, то есть безвкусные, а вот другие – очень едкие. Те, что пресные, можно есть в сыром виде, поэтому нас и назвали…

Сыроежки! – закричал Зайчик.

- Правильно, правильно, - закивали сыроежки, - но уж лучше нас все-таки приготовить, как положено, чтобы не перепутать, а то мы очень похожи, очень, а ведь некоторые из нас уж очень едкие.

- Теперь-то уж точно моя очередь! – воскликнул гриб с ярко-красной шляпкой, украшенной какими-то белыми бородавками. – Посмотри, какой я красавец, и называюсь я особенно, не как все прочие…

- Знаю, знаю, - воскликнул Зайчик, - тебя-то я точно знаю! Ты – красный гриб.

- Какой это я тебе красный! – возмутился незнакомец.

- Что за шум? – проснулся Большой Гриб.

- Да он меня красными назвал, вы только подумайте, - кипятился гриб с белыми пятнами на шляпке. – Да от меня мухи мрут, а он меня красным назвал!

- Да уж, действительно, ты не красный, хотя и цвет шляпки у тебя подходящий и гриб ты для леса полезный, тебя и лоси едят, и мух с твоей помощью морить можно, но вот людям тебя есть нельзя ни в коем случае! Очень ты опасный гриб.

- Мух морит, - значит, он – мухомор, - догадался Зайчик.

- Ладно, уж, правильно, - подобрел мухомор. – Ты нас стороной обходи, так-то оно лучше будет.

- Хорошо, я запомню, - согласился Зайчик.

- А вот моя сестрица, я уж сам скажу, как она называется. Это бледная поганка. Ее тоже стороной обходи, смертельно ядовитая.

«Вот уж, действительно бледная», - подумал Зайчик, глядя на неприятного вида гриб, а вслух сказал :

- Большое спасибо за предупреждение!

- Дедушка, дедушка, а про себя-то загадай! – заволновались лисички и сыроежки.

- Да будет вам, трещотки, со мной все ясно. Нижняя часть моей шляпки никогда не темнеет, она всегда остается белой – хоть вари, хоть жарь, хоть суши, вот поэтому меня и кличут…

- Белым грибом, - с уважением продолжил Зайчик.

- Правильно, Зайчик, но есть у меня еще одно название. Люблю я селиться в борах, и за это меня называют…

- Боровиком? – уточнил Зайчик.

- Боровиком, боровиком, - зашумели остальные грибы.

- Ну, вот, теперь ты про грибы кое-что знаешь, - сказал Боровик, - пора и домой собираться, а то ведь дома заждались, наверное, а нам тоже пора восвояси.

- Спасибо вам, дедушка Боровик.

- Да чего уж там, - улыбнулся Белый Гриб, - приходи еще, побеседуем.

- Обязательно приду, - закричал Зайчик и …проснулся.

Воспитатель говорит: «Ребята, вы послушали эту сказку, теперь давайте придумаем, чем же она закончилась? Что увидел Зайчик в своей корзинке, когда проснулся? А теперь расскажите, от каких слов получили свои названия грибы: боровик, подосиновик, подберезовик, моховик, масленок, сыроежка, опенок, лисичка, волнушка, зеленушка, серянка, горькушка, груздь, мухомор. Назовите эти грибы во множественном числе. Образец: лисичка – лисички. А теперь каждый из вас составит свой небольшой рассказ про грибы и нарисует к нему картинку».

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

«Дикие животные». Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа) Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (Старшая группа)Тема занятия: «Лесной урок» (к лексической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря «Ранняя весна» Тема: «Ранняя весна» Возраст воспитанников- средняя группа Цель: -Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», времена года, расширить.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки» Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе. Тема: В гостях у бабушки. Цель: Формирование грамматического строя речи в ходе.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Север» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Север» Образовательная.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха во второй младшей группе «Звуки [Т], [Т’]» Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе тема: «Развитие фонематического слуха» Программное содержание: Закрепить произношение.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка»Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Веселая гусеничка» В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Новости из Простоквашино. Зима» Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Новости из Простоквашино». (Зима).

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа)
Опубликовано: 23 октября 2017 в 20:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию фонематического слуха, внимания, памяти, связной речи и грамматического строя (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем наталья криминская (УИ 192155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД