Петрушина Анна Михайловна
Работа педагога-психолога с детьми с синдромом СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов до 20% детей проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.
При переводе слова «гиперактивный» получаем, что это деятельный, действенный сверх нормы. Гиперактивность детская она же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, так же используется название «гипердинамический синдром», проявляется в виде не свойственных для обычного ребенка невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и общей гиперактивности.
Публикация «Работа педагога-психолога с детьми с синдромом СДВГ» размещена в разделах
Причины возникновения гиперактивности у детей
Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и факторы, влияющие на малыша после рождения.
Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка, питание, применение медикаментов.
Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:
• патологии во время беременности;
• родовые травмы и сложные роды;
• преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
• неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
• проведение родов с помощью кесарева сечения;
• неправильный образ жизни во время беременности.
Работа по коррекции гиперактивности проводится комплексно со всеми участниками педагогического процесса, (родитель, педагог и ребенок).
В работе с родителями используются следующие методы:
- Анкетирование
- Индивидуальные консультации
- Групповые консультации
- Оформление стендов для родителей
- Совместные занятия родителей с детьми.
- При работе с семьей очень важно научить родителей принимать ребенка таким какой он есть, помочь в составлении режима дня, дать рекомендации по подбору игр, питанию, физической активности и процессу обучения.
[i]Работа с педагогическим коллективом[/i]
- Индивидуальные и групповые консультации
- Памятки «Правила общения с гиперактивным ребенком», «Работа с семьей гиперактивного ребенка»
- Помощь в организации режимных моментов (например, во время тихого часа можно посидеть рядом с ребенком, погладить его по спине, тихо поговорить с ним, постепенно у ребенка выработается привычка засыпать, он будет отдохнувшим, а следовательно менее агрессивным, импульсивным и работоспособным)
Правила работы с гиперактивным ребенком
- Системность;
- Упражнения должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка;
- Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с коррекции одной отдельной функции (коррекция внимания, а только потом, при наблюдении результатов начинать коррекцию произвольности, затем можно совместить обе функции и т. д)
- Лучше начинать с индивидуальной формы работы, постепенно переключаясь на групповую.
Коррекционная работа имеет свою структуру:
- растяжка - 3 минуты;
- дыхательное упражнение – 2-3 минуты;
- глазодвигательное упражнение - 2 минуты;
- упражнения для развития мелкой моторики рук – 3-5 минут;
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля, коммуникативные упражнения, упражнения направленные на снижение гнева и агрессии – 15-20минут;
- релаксация – 3-4минут
Стретчинг (растяжка)
Стретчинг-это система физических упражнений на растяжку мышц тела, что делает мышцы гибкими и эластичными. Стретчинг позволяет снять болевые ощущения, убирает мышечное напряжение, нервные блоки за счёт того, что мышцы то напрягаются, то расслабляются.
Рекомендуемая дозировка упражнений, в зависимости от возраста, повторить упражнение 4-6 раз
Приведу пример релаксации «Сосулька». Дети сидят на корточках. Педагог начинает рассказ: Пришла зима, на крышах домов выросли сосульки. Дети тянуться вверх, на носочках, руки подняты над головой. Дети стараются подняться, как можно выше, напрягают мышцы ног, спины, рук, шейного отдела- «сосулька выросла»!
Наступила весна, пригрело солнышко, сосульки начинают таять. Дети медленно опускаю руки вниз, а затем и сами медленно опускаются вниз, садятся на ковёр, расслабляя мышцы. Педагог предлагает им лечь на ковёр, полностью расслабиться — «сосулька растаяла».
Растяжка «Струночка». Исходная позиция — лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе.
Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:
— медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
— приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены:
— вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Дыхательные упражнения
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, активируется работа мозга
• Дыхательное упр. с рукой.
Исходное положение стоя
• Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.
Первый вариант.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация, т. е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, "расположившегося" в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
Второй вариант.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Третий вариант.
Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Правильное дыхание по Стрельниковой - прежде всего короткий, резкий вдох. Вдох - первичен, выдох - вторичен.
Упражнения А. Н. Стрельниковой
Можно дуть на снежинки, листики, надуваь шарик,
"Повздыхаем".
Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой - ой, ай - ай, ая - яй.
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания.
Упражнение 1. А). Ребенок лежит на полу на спине и на расстоянии 30-50см прослеживает в
Упражнение 2
Тоже самое только сидя. Ребенок смотрит прямо, двигаются только глаза, педагог плавно передвигает предмет пред ребенком, фиксируя его в крайних точках.
Также можно наклеить на дверь или стену плакат со стрелками и пунктирными линиями по ходу движения глаз, приклеить на стекло яркую точку, бабочку, цветок для фокусировки взгляда.
Упражнения направленные на развитие мелкой моторики
Способствует развитию психических процессов, умению следовать четко поставленной инструкции стимулирует речевые зоны головного мозга.
Это может быть работа с различными тренажерами для массажа рук (суджок, колючие шарики, шнуровки, мозаики и т. д, могут быть различные рифмованные упражнения с демонстрацией движений кистей рук.
1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
8. Доставание бусинок ложкой из стакана.
9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Упражнения на развития внимания
Задания на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.
Виды внимания Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Словесный метод
- объяснение;
- рассказ;
- беседа (диалог);
- рифмовки.
Этот метод подразумевает применение речи в большом количестве. Это могут быть различные короткие рассказы, в которых намеренно допускаются ошибки, а ребенок должен их заметить, загадки-рифмовки в которых рифмованный конец не совпадает с ответом:
Подобрать себе я смог
Пару варежек для … Рук
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно …Четыре
У Иринки и Оксанки
Трехколесные есть …Велосипед
День рожденья на носу —
Испекли мы … Торт
«Слова»
Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т. п.
Волшебное слово
Цель - развитие внимания.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.
Подбери пару к слову
Цель - развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает : «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова : фрукты, овощи, посуда, транспорт.
Наглядный метод развития внимания:
- картинки;
- игрушки;
- демонстрация.
Это могут быть различные задания на бумаге (найди всех животных, цветы, отыщи дорожку к домику зайца, найди правильный фрагмент, найди отличия, нелепицы и т. д). Так же можно использовать для наглядности компьютер, проектор.
Лабиринты развивать умение концентрировать внимание,
Для развития внимания и сосредоточенности подходят таблицы Шульте.
Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
Найди отличия развивает произвольного внимание, усидчивость, сосредоточенности.
«Срисовывание по клеточкам» тренирует концентрацию внимания
Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Игровой метод развития внимания
Дидактические игры – это игры с правилами, направленные на развитие определенных функций.
«Кто спрятался?»
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»
Кто быстрее соберет?
Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: предметы различных форм.
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.
Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам. Собравший быстрее всех считается победителем.
Так же к этой категории игр можно отнести всевозможные настольные игры: Залатай коврики, Лото, Волшебные квадраты и т. д.
Подвижные игры
«У кого колокольчик?»
Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.
«Часовой».
Комната делится на две части. С одной стороны становится
ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной
стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если
часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все
останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто
шумел. Найденный - выходит из игры.
Игра «Лови - не лови» развивает умение распределять внимание
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
«Запретное движение»
Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Карлики и великаны.
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.
Кричалки шепталки молчанки три ладони
Развитие произвольности и самоконтроля
Произвольность – это способность ребенка проявлять волевые усилия, способность подчиняться правилам.
Самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение.
Зеваки.
Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.
1. Игра "Сохрани слово в секрете".
Вы будете называть детям разные слова, а они их четко повторять. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
. «Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет»
Пять спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.
.Тыкалки. Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.
Черепашки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.
Ласковые ладошки
Релаксация
Релаксация" (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Упражнение «Потянулись - сломались»
И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).
П. : Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу). А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок, безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок, в плечах (хлопок, упали. Повисла голова (хлопок, «сломались» в талии (хлопок, подогнулись колени (хлопок, опустились (упали) на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе.
Путешествие на облаке
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Ласковое солнышко
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.
Американские психологи П. Брейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЁНКОМ)
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребёнок гиперактивен.
Внимание как условие сознательной деятельности Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.
Внимание, его диагностика и развитие Психологические особенности диагностики и развития внимания.
Концентрация внимания Одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.
Общие вопросы развития внимания Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания.
Определение внимания Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).
Основные виды внимания Принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Основные свойства внимания Объем, распределение, сосредоточенность и др.
Основные характеристики свойств внимания Внимание - самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств.
Понятие внимания Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.
Произвольное внимание Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект.
Рассеянность Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Для рассеянности характерно не только нарушение внимания (его объема, переключения, распределения, концентрации) как когнитивного процесса, но и расстройство деятельности - ослабление ориентировочного и контролирующего компонентов.
Свойства внимания Направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.
Физиологическая основа внимания Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы.
Физиологические основы внимания Очаги возбуждения коры головного мозга, работа ретикулярной формации.