Жанна Сухина
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Одной из главных задач детского сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Мы, взрослые, должны сформировать у дошкольников умение адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения на улице, развивать самостоятельность и ответственность.
Публикация «Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведё тся в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
В совместной образовательной деятельности педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах города; рассказывают о правилах дорожного движения; объясняют для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседуют с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких улиц знают дети, почему нельзя выходить на улицу без взрослого.
Используют иллюстрации жизненных ситуаций, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Предлагают детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице.
Воспитатели вместе с детьми рассматривают безопасные маршруты дороги в детский сад. Педагоги рассказывают детям о том, как следует переходить дорогу, знакомят с пешеходными переходами: «зебра», светофор.
Для лучшего усвоения нового материала используются приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.
В течение года организуются развлечения, праздники, веселые старты: «Мы вместе», «Королевство правильного поведения на улице», «В стране дорожных знаков», «Веселое путешествие».
Выбор материалов, оборудования, методических приёмов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходит в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены. Тщательно продуманная развивающая среда сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
Построение развивающей предметно-пространственной среды взрослыми позволяет организовать как совместную со взрослыми и самостоятельную деятельность детей для того, чтобы воспитать в ребёнке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности ребёнка.
В группах созданы центы дорожного движения, которые стимулируют познавательную активность детей. Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью создана комната дорожного движения, где собраны и представлены дидактические игры : «Дорожные знаки», «Поступи правильно», «Красный, жёлтый, зелёный», «Светофор», учебные макеты улиц, перекрёстков, дорожных знаков, транспорта (скорая помощь, пожарная машина и т. д., атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
В детском саду ведется кружок «Школа дорожных наук» с целью обучения элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умения использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге охватывает все виды деятельности. Полученные представления ребёнок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами нашего детского сада.
Методический кабинет - копилка передового опыта, где педагоги могут получить полезный совет по организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, подобрать методическую и художественную литературу, материалы для работы с родителями и детьми. Для повышения профессионального мастерства воспитателей организуются педагогические советы, заседания «круглого стола» коллективные просмотры педагогического процесса, мастер-классы, деловые игры.
Успешное осуществление работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма невозможно в отрыве от семьи, так как родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Работа с родителями носит информационно – просветительский характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе формирования навыков безопасного поведения. С этой целью мы используем различные формы сотрудничества, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для получения максимально полного представления об обучении детей правилам дорожного движения в семьях, привлечения родителей к данной теме, мы используем: интервьюирование, кейс идей, почтовый ящик, анкетирование, информацию родительского уголка и папок передвижек, ширм, информацию на сайте детского сада, участие в выставках детского творчества разного уровня и т. п.
Совместно с сотрудниками ГИБДД мы проводим праздники и развлечения, на которых всякий раз дети совершают увлекательные путешествия, помогают тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. Маленькие пешеходы и пассажиры постигают азы дорожной азбуки посредством игры, творчества.
Для того чтобы уйти от стандартной модели и изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы, мы используем Информационно-коммуникационные технологии. Интерес детей к образовательной деятельности повышается, когда педагоги используют мультимедийные презентации, обучающие фильмы, интерактивно-развивающие игры, которые стимулируют интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельное нахождение проблемы и пути её решения.
В детском саду создан банк электронных образовательных ресурсов по формированию у дошкольников ПДД.
В нашем детском саду проходила акция по правилам дорожного движения "Дети - детям", с целью профилактики безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожного травматизма. Задача акции заключалась в привлечении внимания детей младших и средних групп к безопасности дорожного движения через взаимодействие с детьми старших возрастных групп.
Одной из форм ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения является проектная деятельность. Были реализованы проекты «Улица полна неожиданностей», «Виды дорожного транспорта», «Школа пешеходных наук» и др.
Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем. Наша задача подготовить дошкольников к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.