Татьяна Акимова
Доклад «Природа в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Воспитание злобы и доброты начинается с раннего детства, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начинает ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке, распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики. Малыш замечает и первых живых существ: собаку, кошку или птичку. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, пробуждает интересы, воображение, фантазию. Уже в три года ребёнка интересует не только «это что?». Но и «почему?». Родители должны поддерживать стремление ребёнка к познанию природы, направлять его любознательность, давать возможность активно добывать доступные ему знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу взрослых в саду или огороде и принимая в ней посильное участие. Например, Ваня помогал собирать с ягодных кустов вредителей и всё приговаривал: «Ах вы, вредители, вредители. Как вам не стыдно! Деда работал, а вы всё портите». Так в процессе наблюдения, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения. Это активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего мира является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы : любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться поведению собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Ещё одна важная задача родителей – это воспитание доброты и человечности. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершённые при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить всё живое: птицу, щенка, цветок; защищать и беречь их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы должны сами научиться любить живую природу. С помощью взрослых первоначальные знания о природе ребёнок получает из художественной литературы, телепередач, при непосредственном общении с живыми существами. Детям можно об этом рассказать по- разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как И. Тургенев, Л. Толстой. Д. Мамин- Сибиряк. Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребё нок с вашей помощью получит представление о переживании животных: горе и радости, страхе и боли. И умом, и сердцем малыши учатся понимать природу, общаясь с ней. Регулярно гуляйте вместе с ребёнком. Сначала посетите двор, затем ближайший парк, потом побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие. Нежные ниточки, летящие по воздуху. Найдите одну из них. Положите на ладонь и рассмотрите. Ребёнок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплён паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнёт своё путешествие. Расскажите ребёнку о пользе паука, уничтожающего мух. У маленького ребё нка спросите: «А куда делись кузнечики, которые летом стрекотали в траве? Почему не видно божьей коровки?» Объясните, что все они спрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-, шестилетним ребёнком найдите место, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется очень много разных живых существ. Рассмотрите их. Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите у ребёнка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше. А те, которые клюют зёрна и ягоды, позже. Ещё позже улетают водоплавающие птицы. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от разных условий. Предложите ребёнку понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их зимой. Повесьте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребёнком во время летних прогулок семена сортовых трав, высушенные ягоды. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. С приближением весны ребёнок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остаётся нетронутым. Объясните, с чем это связано. Прислушайтесь к весёлому чириканью воробьёв. В присутствии ребёнка постарайтесь починить старые и смастерить новые домики для птиц. Пусть малыш понаблюдает, какие птицы там поселятся, из чего будут вить гнёзда, чем будут кормить птенчиков. Ранней весной, если осмотреть деревья, обязательно найдёте в складках коры вредителей, в том числе гусениц. Пусть ребёнок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парках и садах ребёнок может увидеть, как белят стволы деревьев известью. Тогда ребёнку будет понятен ваш рассказ о тот, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей. Если в парке или в лесу вам случайно попадётся гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте траву или ветки, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенчиков. Понаблюдайте с детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребёнок сам увидит, какую огромную пользу приносят птицы. Уничтожая вредных насекомых. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они прося взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенца рядом с деревом, на котором оно находится. Можно увидеть в лесу ежа. Подскажите ребёнку, что не следует брать ежа домой, так как он приносит пользу лесу.
Публикация «Доклад „Природа в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребёнка на то, что собака понимает, как хозяин зовёт её; расскажите, какую службу несёт собака. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Малыш будет наблюдать за ними из далека. Не забывайте, что ребёнок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея общаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Поэтому, занимаясь своими делами, не упускайте ребёнка из поля зрения. Как можно раньше давайте возможность ухаживать ребёнку за животными. В два года он уже может поставить миску седой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребёнок поможет вам помыть миску после кормления щенка, расчесать ему шерсть. Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам, без напоминаний, осуществлял уход за животными. Ему ещё трудно удержать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить, о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Лучше не ругать малыша, а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. Дайте ребёнку понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребёнок, тем понятнее должны быть ему его обязанности: например, непосредственное кормление рыбок понятнее трёхлетнему малышу, чем необходимость промывать грунт для аквариума. Правильное общение ребёнка с живой природой само по себе не решит всех проблем воспитания, но, сыграет важную роль в становлении личности маленького человека, его развитии.