Получи документы

Приобщаем дошкольника к чтению

Зоя Питанина
Приобщаем дошкольника к чтению
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №23»

155815, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Щорса, д. 5 Д

Телефон 2–01–77; 2–28-29

Доклад

«Приобщаем дошкольника к чтению»

Разработала Воспитатель:

Кукушкина Зоя Евгеньевна

г. Кинешма 2015 г

«Приучаем любить книгу с детства»

Чтение - вот лучшее учение

А. С. Пушкин

Публикация «Приобщаем дошкольника к чтению» размещена в разделах

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.

Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению - одна из главных задач моей педагогической деятельности. И пусть мой педагогический опыт не так велик, но я веду постоянный поиск эффективных методов и приемов, в области подготовки юного читателя.

Вся работа по приобщению детей к чтению проходит в нескольких направлениях одновременно, а именно:

Направления деятельности по приобщению детей к чтению :

Работа с детьми стоится следующим образом:

Создание предметно-развивающей среды:

книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, и т. п.);

уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый и т. п. ,

уголок изо деятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям;

Проведение занятий:

по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные на занятиях:

- театрализованные игры (кукольный театр «Теремок», настольный театр «Волк и семеро козлят, пальчиковый театр «Репка» и др.);

- драматизация русских народных сказок;

- конкурсы чтецов («В гости к Солнышку», «Золотая Осень», литературная - викторина «Узнай сказку»;

- проектная деятельность («Книжки-малышки»);

- акции («Книжкина больница», «Книга- малышам»);

- конечно – же самостоятельное чтение в книжном уголке и свободная изобразительная деятельность.

Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна, и за короткий срок представить ее невозможно. Очень хочется немного подробнее остановиться на работе со сказкой, т. к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.

Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой (ознакомление с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат.

На каждом возрастном этапе работа с детьми имеет свои особенности.

Младший дошкольный возраст. Важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность взрослого и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно наглядно донести до детей содержание сказки, поэтому использую яркие красочные иллюстрации, настольный, кукольный и пальчиковый театр. В данной методике разработана универсальная схема работы со сказкой, где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.

Универсальная схема работы со сказкой. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки

При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Следующий пункт – воспитание добрых чувств. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:

• учить детей сравнивать, сопоставлять;

• формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

• ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

• упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте…», «Как движениями похвалить петушка» и т. п.

Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий пункт схемы методики –Речевая зарядка. Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, в методике используются специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.

Следующим существенным моментом в данной методике является пункт Развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагаю детям впервые отойти от первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод и т. д.

Теперь о связи сказки и математики. Это необычные математические задания, требующее от детей смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.

Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической культуры детей. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т. д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он будет невиден на траве и т. д.).

Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.

Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»). Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.

Взаимодействие с родителями

Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого:

вывешиваю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой;

провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов; Одним из ярких мероприятий является «Конкурс чтецов», который проводится в детском саду каждый год, где и дети, и родители показывают свое мастерство в знании детской художественной литературы, выразительности чтения и театрализации;

привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности;

поощряю родителей и детей, посещающих городскую библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей как активных читателей);

привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы (родителями собрана богатая библиотека красочно- иллюстрированных книг).

Сотрудничество с коллегами

Вся работа по приобщению детей к чтению была бы не полной без сотрудничества с коллегами в данной области:

Музыкальный руководитель и хореограф помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы ребенка, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей и т. п.

Педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности учит детей различным способам передачи характера персонажа, построению композиции иллюстрации к любимым художественным произведениям.

Взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – конструируем сказочный город, мастерим настольный конусный театр для малышей и т. п.

Взаимодействие с социумом

Помимо работы с родителями большое внимание уделяю взаимодействию с социумом. Осуществляется оно, главным образом, через тесный контакт с работниками городской детской библиотеки, с которыми составлен и согласован план взаимодействия. Это:

совместное проведение на базе МДОУ:

театрализованных вечеров сказок

конкурсы рисунков и поделок по сказкам;

посещение мероприятий библиотеки:

конкурсы стихов праздник, посвященный 40-летию детской библиотеки.

Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на внедрение видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Публикации по теме:

Приобщение детей к книге и чтению Целыковская Ирина Анатольевна воспитатель МАДОУ д/с №2 г. Белгорода «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего.

Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника» «Игра-источник речевого развития дошкольника». Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Н. К. Крупская.

Доклад «Приобщение детей к чтению художественной литературы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 57 детский сад «Ладушки» г. Подольска ТЕМА: «Приобщение детей к чтению художественной.

Приобщаем детей к народным традициямПриобщаем детей к народным традициям Я тоже люблю что-то сделать своими руками, предлагаю вам свою работу, они называются кисетами. Эти кисеты изготовила в честь праздника,.

Как дошкольнику привить любовь к чтению Как помочь дошкольнику полюбить читать. Современные дети с 2-3 лет умеют пользоваться компьютером, свободно играют на планшете и телефоне,.

Как привить любовь к чтению Консультация для родителей «Как приветь любовь к чтению» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Показатели готовности к чтению. Анкета для родителей Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности от личности ребенка; отношения.

Развитие мотивации дошкольников к чтению «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны.

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника Родительское собрание. Доклад на тему «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника» В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше.

«Шаги к чтению». Консультация для родителей«Шаги к чтению». Консультация для родителей …чтение – это окошко в мир, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский Какое место в семейном воспитании детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщаем дошкольника к чтению
Опубликовано: 2 мая 2016 в 14:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщаем дошкольника к чтению» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Питанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД