Ольга Деева
Показатели готовности к чтению. Анкета для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности от личности ребенка; отношения к книгам; отношений к книгам родителей и педагогов в детском саду; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного опыта; уровня развития речевого развития.
Публикация «Показатели готовности к чтению, Анкета для родителей» размещена в разделах
Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, Новотворцевой и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Дошкольник, овладевающий чтением, может столкнуться с различными трудностями. Однако, по многолетним наблюдениям, основные из них касаются не только запоминания зрительного образа букв, слияния звуков, соответствующих определённым буквам, в слоги и слова, понимания прочитанного текста. Очень важно развивать желание (мотивацию) на овладение чтением. Для этого родители должны создать ребенку следующие определенные условия. Подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы. Время от времени водить детей в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения : книг, журналов, обучающих игр. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми, заинтересованными. Регулярно читать вслух детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы. При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка. Использовать любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном. Это способствует развитию речевого общения.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл письменного текста. В связи с этим обучение дошкольника чтению - фундамент его будущей грамотности.
Родителям предложена анкета, работа с которой позволит определить готовность ребенка к чтению. Заполнить анкету родителям было предложено во время просмотра занятия учителя-логопеда по обучению грамоте.
Анкета для родителей.
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ
(Дети 6-7 лет с ТНР группа компенсирующей направленности)
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый/левый, верх, низ? да иногда нет
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации
(«Третий-лишний», др? да иногда нет
3. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум
три указания? да иногда нет
4. Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита? да иногда нет
5. Различает, не путает изученные буквы (10) да иногда нет
6. Различает буквы «на ощупь». да иногда нет
7. Может ли ребенок различать буквы, слоги, слова да иногда нет
8. Четко ли ребенок выговаривает слова? да иногда нет
9. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре? да иногда нет
10. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться
в выполнении задания с другими детьми? да иногда нет
11. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? да иногда нет
12. Способен ли ребенок слушать других? да иногда нет
13. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? да иногда нет
14. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? да иногда нет
15. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки да иногда нет
16. Различает ли ребенок гласные и согласные звуки (и буквы) да иногда нет
17. Усвоил ли ребенок понятие «предложение»? да иногда нет
18. Владеет ли ребенок навыком слияния согласных и гласных звуков? да иногда нет
19. Читает ли ребенок дома букварь? да иногда нет
20. Задает ли ребенок дома вопросы о буквах и словах. да иногда нет