Мария Малыхина
Доклад-презентация «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации «Подготовка к обучению грамоте в ДОУ»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
Публикация «Доклад-презентация „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.
Например, в словах мал, мял, мел, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны : 1) различать четко все гласные и согласные фонемы;
2) находить гласные фонемы в словах;
3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что в детском саду дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду –
• развитие связной речи,
• словаря,
• грамматического строя,
• звуковой культуры речи.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Л. Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Слайд 6
В действующих современных программах заложены разные требования к организации работы по подготовке детей к обучению грамоте.
В примерной общеобразовательной программе детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2019 год) содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте представлено в подготовительной к школе группе.
Авторами рекомендуется:
- формировать представления о предложении (без грамматического определения);
- упражнять в составлении предложений, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- формировать умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-рё-за) на части;
- формировать умения составлять слова из слогов (устно);
- формировать умения выделять последовательность звуков в простых словах.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников в детском саду.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
• ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
• ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
• ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
• ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы;
• развитие графических навыков, как подготовка к обучению письму.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов.
Ознакомление со словом.
Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение, которое называется лексическим значением.
В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков.
Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скрепленных листов, обычно без переплета»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого рода печатных изданиях.
Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчет, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого действия.
Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый, цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках такого признака.
Слово представляет собой единство значения и звучания. Это значит, что в языке нет слов, которые имели бы значение, но не имели бы звучания, точно так же, как нет слов, имеющих звучание, но не имеющих значения.
Значение слова – это его содержание, звучание слова – его форма.
Работа над словом начинается с уточнения термина «слово» - словами обозначаются: предметы, действия, признаки.
С этой целью детям предлагают назвать предметы (игрушки, находящиеся в группе. Воспитатель уточняет, что у каждого предмета есть название, которое обозначено конкретным словом. Слов много и все они разные. Знания закрепляются в играх и упражнениях «Экскурсия в большой магазин», «Отгадай загадки», «Назови, что видишь на картинке», «Назови соседа», «Подскажи словечко». Воспитатель знакомит детей с тем, что эти слова отвечают на вопрос «кто это?» или «что это?».
При проведении упражнений «Кто что делает?», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?» и т. п., детей знакомят с тем, что слова обозначают различные действия. Эти слова отвечают на вопрос «что делает?», «что делают?».
Далее воспитатель знакомит детей со словами, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? С этой целью проводится игра «Догадайся по описанию, о каких предметах идет речь?». Детям показывают картинки с предметами и предлагают узнать о каком предмете говорит воспитатель:
- круглый, деревянный, обеденный (стол);
- колючая, лесная, пышная (ёлка);
- вкусный, хрустящий, зеленый (огурец);
- пушистая, хитрая, рыжая (лиса).
Затем детям дается задание самостоятельно назвать словом признак того или иного предмета: мяч круглый, лента длинная, узкая, красная, мороженое холодное, вкусное и т. п. Для закрепления знаний можно провести упражнение «Про что можно сказать словом: круглый (мяч, обруч, шар, поднос, круглая (тарелка, сковорода, круглое (яблоко, колесо, зеркало);
Для закрепления понятий о словах целесообразно провести следующее упражнение: воспитатель по картинкам составляет предложения из 2-3 слов. Например, «Собака лает», «Девочка стирает». Летит пассажирский самолет» и т. п. Дети должны назвать в этих предложениях слова, обозначающие предметы (действия, признаки).
Следующий этап работы – показать детям, что все слова состоят из звуков. Многие слова звучат по-разному, но есть в нашем языке слова, похожие по звучанию: дочка – точка, мак – рак, мышка – мишка, грач – врач, будка – булка и др. Обратить внимание детей, что один звук меняет смысл слова.
Затем необходимо уточнить, что если хоть одного звука в слове не хватает, то слово звучит неправильно:
- мальчик держит в руке каранда… (ш);
- на картинке нарисован жира. (ф);
- в небе летит самоле (т).
В зависимости от количества звуков слова бывают длинные и короткие. Проводится измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны. Например: лев – черепаха, жук – бабочка, лук – огурец и т. п. Эти знания закрепляются в играх «Что получится?» (цель – превратить короткое слово: лис, кот, лист и др. - в длинное, «Про двух котов» (подобрать им клички, угощение, игрушки).
Знакомя детей со звуковой формой слова, следует научить их определять место конкретного звука в слове. Например: в словах матрешка, лимон, дом звук [м] соответственно находится в начале, в середине и в конце слова. Можно использовать схему, которая позволит детям наглядно увидеть, где находится обозначенный звук.
Для закрепления этих умений проводятся игровые упражнения «Побери предметы, необходимые кукле для умывания (для еды, в названии которых есть звук [л], [к] или «Расскажи о куклах Гале и Кате. В рассказе о Кате должны быть слова со звуком [к], в рассказе о Гале – слова со звуком [г].
Таким образом, у детей формируется представление о слове в единстве формы и содержания.
Следующим этапом в работе над словом является знакомство детей с его графическим изображением. В качестве модели слова используются короткие полоски одинакового цвета. С помощью этих полосок воспитатель на доске или на фланелеграфе «записывает» разные слова, обращая внимание на то, что между полосками оставляются небольшие промежутки. Это позволяет выделить каждое отдельное слово. Закрепляя полученные знания, дети работают с раздаточным материалом, самостоятельно «записывая» слова, которые предлагает педагог или слова, которые называют сами.
Ознакомление с предложением
Предложение является единицей речевого общения. Именно в предложении реализуются основные функции языка – познавательная и коммуникативная.
Предложения позволяют сделать сообщение, выразить мысль, желание, чувство.
Один из характерных признаков предложения – интонационная оформленность. Интонация определяется как грамматическое средство оформления предложения и выступает в качестве одного из его постоянных признаков.
Работа по ознакомлению детей с предложением начинается с выделения предложения из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки они складывают в корзины». Далее к каждому предложению ставятся вопросы:
- Что я рассказала про сад?
- Что делают дети в саду?
- Куда они складывают яблоки?
Затем воспитатель говорит, что рассказ состоит из предложений. В этом рассказе три предложения. В каждом предложении про что-то говорится. Детям предлагается послушать рассказ еще раз.
Затем дети сами составляют предложения по картинкам или по игрушкам.
Необходимо далее познакомить детей с графическим изображением предложения, показать им как можно «записать» его. Для этого используется длинная черта. Начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку.
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:
- придумывание предложений с заданным словом;
- придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
- составление предложения по двум картинкам;
- придумывание названия к картинке;
- придумывание «веселого» предложения;
- сочинение короткой сказки о хитрой лисе;
- составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.
Знакомство со словесным составом предложения начинается с анализа простых предложений (без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов). Например, «Собака лает», «Белка грызет орех».
В основе обучения лежит следующее :
• четкое произнесение предложения;
• выделение слов голосом;
• их количественный и порядковый счет (сколько слов? какое слово первое? какое идет потом).
Целесообразно использовать пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски).
Полученные детьми знания о словесном составе предложения закрепляются в работе со схемами. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.
В дальнейшем дети учатся самостоятельно составлять предложения по схемам, соотносить схемы с предложением, составленным воспитателем.
Обучение звуковому анализу слов.
Звуковой анализ слов в современной методике понимается как:
1) выяснение порядка следования фонем в слове;
2) установление различительной функции фонем;
3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Это значит, что дети должны уметь давать звукам качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).
В основе звукового разбора лежат аналитико-синтетические действия. Самое трудное в этой работе – формирование умения отделять каждый звук в слове от рядом стоящего. Эта трудность особенно возрастает, когда нужно отделить согласный звук от последующего гласного, ведь звуки в слове взаимосвязаны.
Для успешного формирования навыков звукового анализа слов необходимо выполнять следующие условия:
- звуковой разбор делать с опорой на графическую наглядность;
- разбор производить по определенному алгоритму, т. е. руководить умственными действиями;
- повышать уровень самостоятельности детей от занятия к занятию.
Знакомство с гласными звуками.
Слова для работы: астра, осы, утка, ива, эхо.
В этих словах наблюдаются только первые гласные звуки. Для удобства в работе используются картинки или игрушки.
Руководство умственными действиями:
1. Рассмотреть картинку (игрушку).
2. Назвать слово по картинке.
3. Повторить слово медленно, протягивая первый звук, послушать его.
4. Выделить из слова первый звук, назвать его.
5. Выделенный звук произнести несколько раз; наблюдать, свободно ли произносится звук или при его произнесении создаются преграды?
На одном занятии производится анализ 2-3 слов (остальные слова анализируются на следующем занятии).
В итоге аналитических действий педагог делает вывод:
- Когда мы произносим звуки [а], [о], [у], во рту нет преграды воздуху, он проходит свободно. Это значит, что мы произносим гласные звуки.
Для закрепления детям предлагаются вопросы:
- Какие звуки мы наблюдали?
- Как они называются?
- Какую особенность отмечаем при произнесении гласных звуков? (Отсутствие преград).
Знания закрепляются в играх и упражнениях: «Встаньте те, чьё имя начинается с гласного звука [а]», «Подбери пару», «Собери кубики в машину» и др.
Знакомство с согласными звуками.
Слова для работы: дом, мак, шар, гусь, хлеб. Звуки для наблюдения: [м], [к], [р], [c’], [п].
Руководство умственными действиями:
1. Рассмотреть картинку.
2. Назвать слово для разбора.
3. Повторить слово медленно, послушать последний звук.
4. Выделить последний звук, назвать его правильно (твердо или мягко, с голосом или без голоса, в соответствии с произнесением слова, без призвука гласного).
5. Произнести выделенный звук несколько раз и наблюдать:
- свободно ли произносится звук или воздух встречает преграды: зубы, губы, небо?
В итоге аналитических действий педагог делает вывод:
Когда мы произносим звуки [м], [к], [р], [с’], [п] во рту создаются преграды воздуху. Это значит, что мы произносим согласные звуки.
Вопросы для закрепления:
- Какие звуки мы сегодня наблюдали?
- Как они называются
- Какую особенность отмечали при произнесении согласных звуков?
Знания закрепляются в играх и упражнениях: «Собери цветок», «Сложи картинку» и т. п.
Сравнение гласных и согласных звуков.
Слова для работы: а-стра до-м
о-сы ма-к
у-тка ша-р
и-ва гу-сь
Слова берутся известные, чтобы можно было усложнить характер заданий. Картинки на доске следует располагать в такой же последовательности, по мере разбора пар слов.
Руководство умственными действиями:
1. Назвать слово по картинкам (астра – дом). В первом слове выделить первый звук, во втором слове – последний звук.
2. Выделенные звуки произнести попарно: [а] – [м].
3. Повторить звуки несколько раз, наблюдать, как проходит воздух во рту – свободно или создаются преграды при произнесении звука [а], звука [м].
5. Определить какой звук гласный, какой согласный.
По такому же плану разбираются остальные пары слов.
Деление слова на части, удобные для звукового разбора.
Известно, что звуки в словах обладают сильной (СГ) и слабой (ГС, ГГ, СС) сочетаемостью. В зависимости от степени связанности звуков, при звуковом разборе и замедленном произнесении слово распадается на части: [ли] [са], [ма] [к], [во] [л] [к], [та] [н] [ки] [с] [т]. Эти части удобны для дальнейшего звукового анализа.
Слова для работы: лиса дом
совы мак
роза кошка
ваза волк
юла шкаф
Картинки на доске располагаются в таком же порядке по мере анализа слов.
Руководство умственными действиями детей:
1. Назвать по картинке слово: - /лиса/.
2. Произнести слово медленно по частям: - / ли/ /са/.
3. Сколько частей выделили в этом слове?
4. Как получилось, что слово разделили на части?
Сначала разбираются слова первого столбика, затем - слова второго столбика.
Для закрепления умений делить слова на части проводится игра «Сколько остановочек можно сделать в слове?».
Характеристика частей слов, удобных для звукового разбора. Знакомство с графической наглядностью.
Слова для работы: дом лиса
мак совы
лось ваза
Руководство умственными действиями:
1. Назвать слово по картинке: - /дом/.
2. Сказать его четко по частям: - /до/ /м/.
3. Повторить слово по частям, найти самую короткую часть. Сколько в ней звуков? - /м/ - один звук.
4. Назвать часть, где звуков больше: - /до/.
5. Дать характеристику этим звукам: - звук /д/ - согласный, звук /о/ - гласный.
6. /До/ - два звука: /д/ - согласный, /о/ - гласный; /до/ - сочетание согласный-гласный.
7. Назовите сочетание в слове дом: - /до/.
8. Послушайте правило о
сочетании. Сочетание – это согласный-гласный.
Вывод: в слове дом две части: /до/ - сочетание согласный-гласный, /м/ - звук вне сочетания.
По этому образцу разбираются все слова. Когда дети освоят это умение, воспитатель говорит:
- Научимся обозначать части слова рукой в воздухе. Когда мы произносим сочетание, то рукой показываем дугу, если произносим звук вне сочетания, то надо сделать рукой так, будто ставим точку.
С этого занятия начинается работа в тетрадях в клетку.
Графические обозначения делаются простым карандашом. Дуга занимает две клетки, точка – одну.
Лиса -
Мак -
Шкаф -
Волк –
Обозначение звуков в слове по порядку, определение гласных и согласных звуков. Определение ударения.
Слова для работы: Аня дом
Оля мяч
Ира шар
Руководство умственными действиями детей:
1. Произнести слово, разделить его на части, показать их в воздухе.
2. Обозначить части слова в тетрадях простым карандашом.
3. Дать характеристику частям слова, обозначить звуки в слове по порядку.
4. Определить гласные звуки в слове, обозначить их красным цветом.
5. Назвать и показать на схеме согласные звуки.
Образец выполнения задания:
Аня дом
Оля мяч
Ира шар
6. В слове один гласный звук произносится сильнее. Это значит, что на него падает ударение. ( Упражнение в произнесении слов с ударением: парта, ручка, дочка, книга, слоны, стена и т. п.).
Деление слова на слоги, умение называть звуки в слове по порядку, умение подсчитывать количество звуков в слове.
Слова для работы: шары, шарф, белка, стол, якорь, орехи, лимон, ёжик.
Руководство умственными действиями детей.
1. Назови слово по картинке.
2. Произнеси его по частям, обозначь части в воздухе и в тетради.
3. Обозначь звуки в слове по порядку.
4. Определи и обозначь гласные звуки.
5. Назови согласные звуки, покажи их место на звуковой схеме.
6. Назови звуки в слове по порядку, покажи место каждого звука на схеме.
7. Сосчитай звуки в слове по числу точек, их обозначающих.
8. Определи в слове ударение.
9. А теперь разделим слово на слоги. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Черта слогораздела проводится вертикально:
шары
шарф
орехи
Подготовка к обучению письму.
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться, прежде всего, к характеристике процесса овладения навыком письма.
Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой. Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев).
Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.
Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.
Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.
Главные задачи подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе детского сада заключаются в следующем:
1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).
5. Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
6. Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз о тетради, правила держания ручки, карандаша).
Эти задачи реализуются, прежде всего, в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми: в изобразительной деятельности, в дидактических упражнениях для развития ловкости в пальцах.
Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения : обводку, штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов по пунктирным линиям, по точкам; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.
Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).
В процессе этих упражнений следует обращать внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.