Жилина Маргарита
Предметно — развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса детей предполагает получение новых знаний и умений. На передачу этих знаний и умений направлены занятия в детском саду. По мнению многих ведущих педагогов, таких как М. И. Лисина, В. И. Логинова, решающим фактором развития и формирования познавательной активности у детей является общение со взрослым – педагогом, родителями.
Публикация «Предметно — развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Познавательный интерес у ребёнка не является врождённым, а формируется и развивается в деятельности – познавательной и продуктивной. А для этого необходимо активно поддерживать интерес ребёнка, его склонность к чему-либо. Необходимо создавать такие условия, при которых ребёнок будет чаще соприкасаться с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.
Мощный фактор развития познавательных интересов дошкольников – социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, и должен стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности и его интересов. Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.
Не забудем о соответствии возрасту, это одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связанно это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, необходимо предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А. В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться приблизить его старение.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать взаимосоответствие и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют: центр игры, центр искусства и творчества, цент грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки, куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр стороительно-конструктивных игр, центр математики, физкультурно-оздоровительный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников и требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов и т. д. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов. Для активации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы: пособия, плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства. В процессе проектирования среды важно варианты ее изменения.
При переходе ребенка в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности дошкольников : самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру, подогревать его интерес к познанию всего, что его окружает. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.
Особенности организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе :
• Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, инициативу, самостоятельность и ответственность. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, вовлекать в процесс преобразования.
• Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства, поставить стеллажи, хорошо закрепив их.
• Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования находится в коробках, на которых есть картинка и надпись где дети могут самостоятельно выбрать себе игры.
• Развивающая среда должна включать в себя: коробку с бросовым материалом, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т. п. для изготовления недостающих атрибутов.
• Для становления режиссерской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов, набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
• Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп, в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.
• Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная и познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
• Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть максимально приближенна к школьной (столы расставленные рядами, как парты, школьная доска).
• У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько он вырос за месяц, за три месяца, кто быстрей растет, кто медленней.
• В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.
• Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональное проявление людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых собирается лицо человека). Ребенок «набирает» лицо и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, учится составлять творческий рассказ о полученном изображении.
Цель взрослого в предметной среде – содействовать развитию ребенка как личности, развивать у него желание познавать окружающий мир и социальную жизнь вокруг него.
Поэтому направление деятельности и познавательное развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно поэтому, мы взрослые берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды.