Кошевая Наталья Николаевна
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Познавательно-исследовательская
деятельность в ДОУ».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ,- не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Поэтому цель работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через исследовательскую деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
-организация работы с родителями по развитию экспериментальной деятельности дошкольника;
-организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
1)в непосредственно образовательной деятельности :
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр
2) в повседневной деятельности :
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа) ;
- совместное творчество детей и родителей (мини – выставки) ;
- презентации.
Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:
1. Детскую лабораторию.
2. Подборку литературы, карточки-схемы;
3. Дидактические игры, различные картотеки;
4. Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы) ;
- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой) ;
- с литературой (чтение познавательных книг : «Почемучка», «Детская энциклопедия»)
- учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахором, пищевыми красителями)
-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя) ;
- с игровой (игры с песком, снегом, водой) .
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».
(А. Шапиро.)