Валентина Мичурина
Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации;
- понимание своих национальных особенностей;
Публикация «Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс, его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича.
-нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова [9] рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, регулирующие индивидуальное поведение человека.
В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича понятие «ценности» используется для истолкования объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
В большом энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова [2], ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [20], понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
И. Ф. Исаев в своем исследовании о педагогических ценностях обращает внимание на то, что категория ценности применяется к миру человека и обществу в целом. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Р. С. Буре [6] отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.
С точки зрения С. А. Козловой, каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственных опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.
В своей статье «о нравственном воспитании в педагогических концепциях» Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.
Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С. А. Козловой, играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку.
В трудах И. Ф. Исаева, Е. С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С. А. Козловой, П. Г. Саморуковой, В. С. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.
Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят. Особую роль в эмоциональном присвоении нравственных ценностей имеют игры – драматизации.
Для того, чтобы дать характеристику играм-драматизациям, необходимо раскрыть это понятие. В словаре С. И Ожегова [20] драматизации, трактуются как умение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене.
А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.
Р. И. Жуковская [10] выделяет следующие игры - драматизации:
-непосредственное выполнение ролей детьми;
-показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
-конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.
Е. Смирнова [25] обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Предмет исследования игры – драматизации -это произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх – драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Содержание игры – драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством в формировании нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте является игра – драматизация.
Драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Ученые, изучающие игры-драматизации детей дошкольного возраста, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития таких качеств личности, как инициатива, самостоятельность, воображение, эмоциональная отзывчивость. Именно в играх-драматизациях у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, стремления и желания.
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.
В современной характеристике игр-драматизаций раскрывается ихвзаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В частности, это:
- наличие динамического сюжета;
-наличие ролей;
- использование разнообразных средств выразительности;
возможность самовыражения;
- возможность использования приобретенного ранее социального опыта.
Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что:
- сюжет игры заранее определен автором литературного произведения;
-состав участников, последовательность происходящих событий зависит от драматизируемого произведения.
Виды игр-драматизаций :
1. Дети выступают в роли персонажей игры.
2. Дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их.
3. Стендовые игры или игры с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками (фланелеграф, теневой театр).
4. Театр «Петрушки», «Би-ба-бо» - имеют перчаточный принцип устройства, используется ширма.
Также игры-драматизации можно разделить:
-Игры с пением – хороводы;
-Игры – драматизации стихотворений;
-Игры – драматизации -Настольный театр;
-Игры – драматизации- Кукольный театр;
- Игры – драматизации- Творческие игры;
- Игры – драматизации-Проза.
Обучение играм-драматизациям происходит поэтапно:
1. Подготовительный этап:
-работа с текстом (текст произведения в случае необходимости адаптируется, упрощается);
- подготовка атрибутов игры;
- работа над развитием движений и развитием речевых навыков.
2. Знакомство с текстом.
3. подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей с учетом психофизических особенностей детей, заучивание текста, работа над произносительной стороной речи, работа над пантомимикой, отработка последовательных действий).
4. Проведение игры-драматизации.
При отборе пособий, оборудования, материала для игр-драматизаций в каждой возрастной группе специального детского сада следует учитывать запас детских впечатлений, знаний и интересов. Пополнение его должно быть не случайным, а с учетом освоенности детьми приемов работы с ним.
Игра-драматизация требует соответствующей организации и места. Условно оборудование для игры можно подразделить на:
-театрально-игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи;
- дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, занавеси и т. д.
-декорации: плоскостные, полуобъемные, с устойчивой подвижной основой или статичные, рисованные, аппликационные, сконструированные;
- элементы костюмов: головные уборы, воротники, манжеты;
-специальная мебель.
Организатором и ведущим в игре-драматизации является педагог. Действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью. Важным компонентом игры является музыка, которая стимулирует к выполнению эмоционально насыщенных игровых действий.
Таким образом, из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.