Приложение МААМ

Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»

Юлия Земскова
Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО».

Ю. Е. ЗЕМСКОВА

Дошкольное детство- яркий, неповторимый период в жизни ребенка. Именно в это время начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, вещей (предметным миром). Постепенно происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. От того на сколько запоминающимся будет период дошкольного взросления ребенка, зависит умение воспитателя отбирать наиболее актуальные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми, от его умения вовлечь ребенка в разгадку тайн неизвестного.

Публикация «Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе „Детство“» размещена в разделах

В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены следующие виды:

• Игровая деятельность,

• Познавательно-исследовательская деятельность,

• Восприятие художественной литературы,

• Конструирование и изобразительная деятельность,

• Музыкальная деятельность,

• Двигательная деятельность.

Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства.

Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.

Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями (В. А. Деркунская).

Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация». Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем. Развивающая ситуация, по мнению авторов включает:

• Гибкий сценарий,

• Связь с опытом и интересами детей,

• Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,

• Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,

• Рефлексию способов средств решения задач.

Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на :

• Исследовательские (поисковые)

• Коммуникативно-диалоговые, дискуссионные

• Игровые, моделирующие

Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций :

• Игровые,

• Практические (в том числе, ситуации выбора,

• Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).

Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть

• материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,

• нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом.

Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Приведем алгоритм описания ОС (В. А. Деркунская) :

1. Название, ориентированное на детей.

2. Задачи (1-2)

3. Контекст ситуации для педагога

4. Контекст ситуации для детей

5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Например, образовательная ситуация «Письмо»

Задачи:

1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.

2. Стимулировать проявление творчества

Контекст ситуации для педагога : детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию.

Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей :

«В одном детском саду (во дворе, в магазине) произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить. Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена. А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору, как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Литература

1. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

2. Деркунская В. А., Вершинина С. Е. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие– М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития системы регионального дошкольного образования//Т. А. Котлякова – Современный воспитатель6 повышение квалификации педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями. - Ульяновск: ФГОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2015.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.

Публикации по теме:

Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе «Детство» Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей.

Комплексно-тематическое планирование в Первой младшей группе по программе Детство 3 неделя февраля "Вгостях у Мойдодыра" Задачи на неделю.. Формирование умений и навыков самообслуживания и личной гигиены, содействующих.

Основная образовательная программа ДОУ Образовательная программа дошкольного образования Кондурчинского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.

Основная образовательная программа МБДОУ Пояснительная записка образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» Введение Программа спроектирована.

Основная образовательная программа на 2015–2016 учебный год Основная образовательная программа на 2015-2016 учебный годразработана с учетом примерных программ дошкольного образования. Она определяет.

Перспективный план во второй младшей группе по программе «Детство» Тема:«Откуда стол пришёл?» Дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета. Воспитывать у детей желание.

Проект, как форма планирования образовательной деятельности в старшей группе (на примере проекта «Мы артисты») Рассматривая разные темы для проведения проекта в старшей группе, я остановила свой взгляд на театрализованной деятельности. В настоящее.

Проект как форма комплексно-тематического планирования «Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения» ПРОЕКТ как форма комплексно-тематического планирования Тема: Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения. Автор: Воспитатель.

Родительское собрание «Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова - на – Дону «Детский сад № 316» Родительское собрание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 10:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Земскова (УИ 483230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД