Наталья Пуканова
Перспективный план по самообразованию «Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата начала работы 20.09.2016г.
Предполагаемая дата окончания работы 30.04.2017 г.
Цель:
Изучение особенностей сенсорного развития в системе экологического воспитания детей младшего возраста «Юный эколог». Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Задачи
Публикация «Перспективный план по самообразованию „Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы „Юный эколог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
•Разработать перспективный план работы с детьми, родителями.
•Реализовать в рамках самообразования проектную деятельность с детьми «Фрукты- овощи»
•Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы «Юный эколог»»
Актуальность выбранной темы.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Так как детям особенно интересны предметы и явления природного мира, то эту детскую любознательность очень важно поддерживать и развивать, воспитывая у детей положительные качества личности, формируя любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Окружающая природа является важнейшим средством воспитания ребенка. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса дошкольников к богатству родного края! Таким образом, сенсорное воспитание — это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Основной задачей сенсорного развития считаем создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С этой целью в группе мы оформили центр природы с живыми и неживыми объектами, подобрали игровой материал для зрительных, слуховых, осязательных впечатлений.
План работы на год.
1. Изучение методической литературы.
2. Составление плана работы с детьми.
3. Составление плана работы с родителями.
4. Самореализация (отчет по проделанной работе)
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб: «Детство-Пресс», 2015.
2. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет, Санкт — Петербург, «Детство — Пресс», 2011.
3. Смирнова Н. В. Роль экологических представлений в сенсорном развитии детей раннего возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. Конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 59-61.
4. Акимова Е. В., Комиссарова Л. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 10-12.
5. С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада
2. Работа с детьми.
Сентябрь.
Диагностика.
1. Знакомство с корнеплодами репы и моркови.
Цель: Учить различать морковь и репу, знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: длинная, красная, твердая, гладкая, вкусная, круглая, желтая. Развивать различные ощущения детей, их речь.
Октябрь.
1. Наблюдение «Кто живет в аквариуме».
Цель: Вызвать интерес к аквариуму, познакомить с названием рыбки, понаблюдать, как она плавает.
«Рыбка живая, ее надо кормить»
Цель: Дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает без чьей либо помощи и хочет есть, ее надо кормить.
2. Знакомство со свеклой и картофелем.
Цель: Учить различать овощи- свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, развивать сенсорные ощущения.
3. Наблюдения за погодными явлениями.
Цель: Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.
4. Знакомство с помидором, огурцом, капустой.
Цель: Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости, знать названия, их сенсорные характеристики (длинный, зеленый, твердый, круглый, красный, мягкий, прохладный на ощупь, хрустит на зубах.
Ноябрь.
1. «Что есть у рыбки», «Зачем рыбке рот и глаза»
Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбы- вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать отличие живой рыбки от рыбки –игрушки. Познакомить с функциями глаз и рта, показать, что этим рыбка похожа на людей.
2. «Знакомство с куриным семейством»
Цель: Дать представление о курином семействе (петух, курица, цыплята, их внешних отличиях. Учить узнавать их на картине, узнавать звуки, которые они издают, подражать звукосочетаниям, движениям.
3. «Что есть у рыбки в аквариуме?»
Цель: Обратить внимание на условия жизни рыбки в аквариуме, показать детям, что о рыбке надо заботиться.
4. знакомство с фруктами.
Цель: Учить различать яблоко, грушу, сливу. Знать названия плодов, их сенсорные характеристики, развивать различные ощущения детей- зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные, развивать речь, закреплять знания об овощах, учить исполнять игровые действия.
Декабрь.
1. «Как узнать ель?». «Что есть у ели?»
Цель: Показать новое дерево, объяснить, чем оно отличается от березы, дать почувствовать, что оно красивое. Рассмотреть ствол, ветви, покрытые иголками. Ель-стройное, красивое дерево, похоже на пирамидку. Внизу ветви большие, раскидистые, вверху маленькие, редкие. Они покрыты иголками (зелеными, колючими)
2. «Знакомство с коровой и теленком».
Цель: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (Корова большая, у нее 4 ноги с копытами, длинный хвост, вымя, на большой голове рога. Теленок меньше, у него нет рогов, вымени. Их кормят сеном. Теленок пьет молоко.) Развивать речь.
3. «Знакомство с козой и козленком»
Цель: Учить узнавать козу на картинке, находить и показывать части ее тела, видеть, чем козленок отличается от нее. Сравнить козу и корову. Развивать речь детей, игровые умения.
4. «Поможем елке, она живая» «Сравнение живой и игрушечной елки» «Украсим елку снегом»
Цель: Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели, показать отличие живой ели от искусственной, упражнять в аппликации.
Январь.
1. «Кто прилетает на кормушку?» «Какие воробьи, какие вороны?»
Цель: Учить замечать птиц в ближайшем окружении, какие из них садятся на кормушку в ожидании корма, вызвать интерес к поведению птиц, учить выделять отдельные действия, учить различать воробья и ворону по размеру, окраске. Воробьи летают стайками, ворона чаще летает одна.
2. «Заяц и волк-лесные жители»
Цель: Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях (зайце и волке). Лес-место, где растет много деревьев, заяц живет в лесу, зимой есть ветки и грызет кору деревьев, норы не имеет, прячется и спит в снегу. Волк тоже норы не имеет, охотится за зайцем и другими животными. Заяц боится волка и прячется от него.
4. Наблюдение за погодой.
Цель: Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.
3. «Заяц, волк медведь и лиса –обитатели леса.»
Цель: Расширить представление детей о лесе, его обитателях, их особенностях (медведь спит зимой под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится.)
Февраль.
1. «Как снег становится водой»
Цель: Показать, что снег в тепле тает, становится водой. В талой воде есть мусор, она грязная.
2. «Посадка репчатого лука»
Цель: Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить сажать луковицы в землю и воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что для роста зелени нужна вода.
3. «Вода льется из крана», «Вода холодная и горячая»
Цель: Уточнить представление о том, как появляется вода в помещении, какие у нее свойства (Вода льется из крана, течет струей вниз, прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло). Развивать тактильные ощущения детей (кожей)-учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами.
4. «Знакомство с фруктами»
5. Цель: Дать представление о нескольких фруктах (яблоко, лимон, апельсин или мандарин). Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов. Сообщить, что фрукты очень полезны для здоровья, как и зеленый лук.
Март.
1. «Отличие живой птицы от игрушечной»
Цель: Выяснить отличия живой птицы от игрушечной. (сама двигается, клюет зерно, пьет воду, о ней надо заботиться. Игрушечную можно брать на руки, играть с ней, кормить понарошку.
2. «Вода –друг человека», «Разноцветная вода, разноцветные льдинки»
Цель: Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки. Они станут чистыми. Закрепить свойства воды (прозрачная, но ее можно сделать непрозрачной, подкрасив) Из цветной воды можно сделать разноцветные льдинки, разлив в формочки и поставив на мороз.
3. «Айболит проверяет здоровье детей»
Цель: Начать воспитывать понимание ценности здоровья, развивать речь детей.
4. «Знакомство с комнатными растениями»
Цель: Уточнить представление детей об уже знакомых им комнатных растениях, дать другие их названия, учить различать листья, цветы, стебли, знать что корни в земле. Расширять представления о растениях.
Апрель.
1. «Наблюдение за погодой и работа с календарем природы»
Цель: Обратить внимание на природные явления и изменения в природе.
2. «Знакомство с лошадью и жеребенком», «Корова, коза, лошадь- домашние животные».
Цель: Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от козы и козленка. Учить показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Закрепить представление о домашних животных, их облике, особенностях. Развивать речь, активизировать словарь.
Май.
1. «Знакомимся с одуванчиками», «Сравнение одуванчика и мать-и-мачехи.»
Цель: Познакомить с новыми растениями, выделить их характерные особенности, различие и сходство этих растений, воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.
2. «Наблюдения за погодой»
Цель: Обратить внимание на природные явления и изменения в природе.
3. Диагностика
4. Театрализованное представление.
3. Работа с родителями.
Консультация «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста»
Изготовление наглядного пособия «Аквариум»
Помощь в изготовлении календаря наблюдений.
Совместная аппликация из ладошек «Елочка под снегом»
4. Самореализация.
Театрализованное представление «Репка»
Отчет по проделанной работе по самообразованию на педсовете.
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание детей младшего возраста в системе экологического воспитания «Юный эколог».