Папки-передвижки

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя (из опыта работы)

Уружбекова Лейла
Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются :

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Публикация «Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя (из опыта работы)» размещена в разделах

Профессиональный такт проявляется :

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся, и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Педагогический такт –профессиональный признак учителя. Он включает в себя и умение подойти к детям, установить с ними контакт, и взаимоотношения с родителями и учителями. Он необходим и в обучении, и в воспитании, так как эти два понятия не разделимы. Хорошо известно, что бестактный учитель может хорошо изложить программный материал, но завладеть мыслями и чувствами детей не сможет.

Бестактность учителя приводит к тому, что ученик становится замкнутым, недоверчивым, начинает плохо учиться, нарушает дисциплину. Что же делать, чтобы этого не было? Какие способы должны быть в арсенале учителя для того, чтобы избежать конфликтов, найти контакт с ребенком?

Прежде всего, наблюдательность. Тактичный педагог умеет не только все видеть, но и умело реагировать, а что-то не замечать, точнее, сделать вид, что не заметил. Открыто реагировать на все, что попадает в поле зрения, нельзя. Иначе вся работа сведется к непрерывным конфликтам.

Учитель должен быть внимательным, уметь слушать ученика. Здесь две крайности. Одни ученики говорят: учитель перебивает вопросами, тем самым мешая выражать мысль. Другие, наоборот, утверждают, что учитель сидит как бы с отсутствующим видом, и не поймешь: правильно ли ты отвечаешь или нет. И то, и другое плохо. Необходимо искать «золотую» середину. И, конечно, должно быть пристальное внимание к внутреннему миру. Больно, когда говорят: «Она равнодушна».

На вопрос, какие черты учащиеся больше всего ценят в своих учителях, они чаще всего отвечают: «Справедливость». Только один пример. Учитель проявляет особое внимание к отдельному ученику из-за его плохого здоровья. Такое поведение должно быть мотивировано и понятно детям. Но при этом не должно унижать самого ученика.

Для педагога важно в любой ситуации сохранять самообладание, и в состоянии раздражения не принимать какое-либо решение, не усугублять ситуацию. Лучше вспомнить известную мудрость: «Утро вечера мудренее». Макаренко говорил, что учитель может повысить голос, даже вспыхнуть, но очень редко и только по уважительной причине. И тем более не оскорблять учеников или прибегать к другим недостойным методам. Учащиеся тонко чувствуют, когда учитель говорит с болью за него, а не для того, чтобы унизить.

Но с детьми гораздо легче работать, если есть полное взаимопонимание с родителями. Мы часто говорим: «Хороший или трудный класс». Большинство родителей объясняет это явление тем, что в разных классах разные учителя и классные руководители. «У хорошего классного руководителя класс передовой, – говорят они. – У неважного - плохой». В этом есть доля правды. Но говоря так, родители забывают о себе. На родительские собрания они приходят узнать только об оценках, считая, что ничего нового учитель о воспитании им сказать не может. Некоторые из них болезненно воспринимают замечания учителя, встречают их в штыки. Однако если тщательно разобраться, то большинство ошибок, которые совершают дети, исходят из семьи. Родителям трудно это осознать. Возможна конфликтная ситуация. И здесь очень важно не опускаться до банального выяснения отношений: кто виноват, а совместно искать выход. Например, дети мало читают. Родители предложили вести читательские дневники (эту работу они уже вели в начальном классе). Вначале они проверяют работу детей дома, делают соответствующую запись в дневнике, а затем уже учитель литературы.

Можно говорить об этом много, по-разному обыгрывать ситуации, так как педагогический такт не бывает стереотипным. Важно найти свою манеру, свой почерк. А главное – в любой ситуации оставаться спокойным, не принимать решения сгоряча.

Особое значение я бы уделяла отношениям в коллективе, тому настрою, который накаляется среди учителей, и передается ученикам и с каким настроеньем учителя идут в класс. От этого зависит и итог урока. Раньше ученики не могли громко высказывать свои мысли при старших, а при учителях, вообще, молчали. К сожаленью, сейчас все стали забывать, что такое уважение, такт, доброта, ответственность. Мне очень обидно, что молодые наши коллеги не понимают серьезности педагогического дела, считают себя наравне со старшими, забывают о приличии, забывают о своих обязанностях и педагогическом долге. Все говорят, что мир испортился, а на самом деле – портятся люди! И этот мир меняем мы. От нас зависит наша жизнь. Если с утра мы придем в школу с позитивными мыслями, будем себя настраивать на хорошее, то и день пройдет спокойно, интересно. Не слушайте слухов, не берите пример с плохого, не говорите, как дети, а почему я? Просто занимайтесь своими обязанностями и своими делами. И все станет на свои места. И на пустые ненужные разговоры у вас не будет времени. Не будем забывать о традициях наших отцов и дедов. Ведь нас учили добрым делам, уважать старших, помогать младшим, иначе не победили бы мы эту проклятую войну. А сейчас маленькие забастовки, военное положение делаете вы своим поведением. Ведь в этой жизни никто друг другу не должен. И никто не отнимает друг у друга частной собственности. Мы должны подавать пример нашим ученикам. Педагог должен быть ответственным, добросовестным, справедливым, тактичным. Будьте настоящими людьми! Мира вам, добра, позитива, и чтобы дети радовали своими успехами. Давайте работать, ведь мы приходим в школу работать, а не лясы точить. Если вы настоящий педагог, то докажите всем своим достойным отношением к своей работе. Не ходите в школу просто так, а со знанием дела. Потому что дети все знают, а для меня, не знаю, как для вас, мнение своего ученика очень важно. Потому что для меня ученик - это мое отражение, мое зеркало. Каков учитель - таков ученик. Конечно, в основном важно родительское воспитание. Но много учеников, в основном берут пример со своих учителей. Так что будьте серьезнее, заслужите высокого звания – Учитель-педагог!

Публикации по теме:

Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра» У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение.

Из опыта работы «Методика Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой в работе учителя –дефектолога» Сенникова Светлана Анатольевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МАДОУ д\с «Радуга» г. Советский "Мы должны стремиться.

Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО» Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения.

Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки» Доброе слово лучше сладкого пирога. Ласковое слово – что весенний день. Ласковое слово многих прельщает. (Пословицы и поговорки) Тот, кто.

Из опыта работы учителя-логопеда по применению метода биоэнергопластики в ДОУ С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников: традиции и инновации» Экология — наука, которая изучает взаимодействия и влияния живых организмов друг на друга, на окружающую среду. Экология природы и человека.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников» Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,.

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы) Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует.

Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает учет регионального компонента, как необходимое.

Юнгианская песочница — нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда (из опыта работы) Подготовила: учитель-логопед МБДОУ детского сада №10 "Кораблик" Хорохова О. В. г. Лесосибирск. В современном обществе правильно поставленная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя (из опыта работы)
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 15:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Уружбекова Лейла (УИ 2128643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД