Антонина Калачева
Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»
▼ Скачать
Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательного процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Публикация «Из опыта работы „Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса.
В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов и ребенок просиживает часами, а на общение со сверстниками, прогулки, спорт отводится минимум времени. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.
Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях дошкольного учреждения.
Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для развития с помощью простых приемов и обычных материалов.
В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными особенностями которых являются:
1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3) создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка - актуализация субъектного опыта детей;
4) оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
5) содействие ребенку в формировании положительной концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.
Задача педагогов – создать те самые неопределенные развивающие среды («пойди туда, не знаю куда, принеси то, инее знаю что», которые позволяют каждому конкретному ребенку эффективно и успешно развиваться. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании. Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. По мнению К. Д. Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка», он называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.
С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:
• образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
• как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
• как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.
Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Предлагаемый материал рассчитан на детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
При организации деятельности детей с песком педагог должен:
- быть знаком с теоретическими основами метода песочной терапии, владеть практическими технологиями использования педагогической песочницы, использовать творческий подход к проведению занятий в песочнице;
- учитывать согласие ребенка, его желание соприкасаться и работать с песком. В противном случае, педагог не имеет право заставлять ребенка осуществлять свою деятельность в песочнице;
- сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом ребенку своего собственного мнения.
При каждой организации игр с песком необходимо:
- проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;
- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
- проверить на прочность инвентарь, игрушки;
- осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.
- напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.
Правила поведения в песочнице
Нельзя!
1. Выбрасывать песок из песочницы.
2. Бросать песок в других или брать его в рот.
Можно!
1. Быть аккуратным и внимательным.
2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.
3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.
4. Мыть руки после игры с песком.
Педагог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями, а также должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей (5-7 человек) в одной большой или нескольких малых песочницах или индивидуально.
Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материала. Это и фигурки из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки животные, мелкие машинки, песочные формы, ракушки, камушки, мелкая посуда. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.
Таким образом, организация деятельности в педагогической песочнице требует тщательной подготовки и «наращивания» определенного опыта, который приобретается только в практической педагогической деятельности.
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в этом возрасте идет интенсивное развитие речи детей. Поэтому я стараюсь включать в образовательную деятельность упражнения с песком в качестве дополнительного методического приема. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Ребятам очень нравится играть в песок. В своей практике я использую такие упражнения, как:
- поиск предметов, спрятанных в песке (игры «Прятки», «Потеряшки», «Секретики»);
- работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»,
«Следы на песке», «Дорожки из песка», «Пальчики гуляют», «Ползают ладошки», «Чьи следы?»);
- рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»,
- использование песочных форм (игры «Пекарь», «Праздничный обед», «Формочки», «Стройка»);
- рисование на песке или выкладываем из камешков, ракушек, геометрических фигур, фасоли, косточек - буквы, цифры, формы, объемы;
- игры в парах (один прячет, другой ищет, один начинает узор, другой продолжает);
- сказка из песка (по сказке «Колобок», разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло). Предложить скатать колобок, соединив комочки (муку, масло). Обыграть готовый персонаж.
Кинетический песок - это интересная, познавательная, развивающая игрушка, от которой масса удовольствия и пользы.
Я понимаю, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, беседы «Технологии рисования песком», «Игры с кинетическим песком»,«Комплекс пальчиковых игр с песком».
На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке, провела мастер-класс, на котором мы поиграли. Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.
Кинетический песок появился и в жизни наших родителей и детей дома. Дети с удовольствием играют в домашних условиях. Если в детском саду время для игры с песком ограничено, то дома они играют, сколько захотят. Я им даю небольшие задания, например, упражнение «Укрась коврик». Предлагаю детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, что захотят. Обращать внимание родителей на расположение узоров - это развивает умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, по кругу.
Таким образом, игры, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.