Получи документы

Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»

Антонина Калачева
Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательного процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Публикация «Из опыта работы „Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО“» размещена в разделах

В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса.

В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов и ребенок просиживает часами, а на общение со сверстниками, прогулки, спорт отводится минимум времени. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях дошкольного учреждения.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными особенностями которых являются:

1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

2) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

3) создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка - актуализация субъектного опыта детей;

4) оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

5) содействие ребенку в формировании положительной концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Задача педагогов – создать те самые неопределенные развивающие среды («пойди туда, не знаю куда, принеси то, инее знаю что», которые позволяют каждому конкретному ребенку эффективно и успешно развиваться. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании. Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. По мнению К. Д. Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка», он называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:

• образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.

Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Предлагаемый материал рассчитан на детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

При организации деятельности детей с песком педагог должен:

- быть знаком с теоретическими основами метода песочной терапии, владеть практическими технологиями использования педагогической песочницы, использовать творческий подход к проведению занятий в песочнице;

- учитывать согласие ребенка, его желание соприкасаться и работать с песком. В противном случае, педагог не имеет право заставлять ребенка осуществлять свою деятельность в песочнице;

- сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом ребенку своего собственного мнения.

При каждой организации игр с песком необходимо:

- проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;

- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

- проверить на прочность инвентарь, игрушки;

- осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.

- напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.

Правила поведения в песочнице

Нельзя!

1. Выбрасывать песок из песочницы.

2. Бросать песок в других или брать его в рот.

Можно!

1. Быть аккуратным и внимательным.

2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.

3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.

4. Мыть руки после игры с песком.

Педагог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями, а также должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей (5-7 человек) в одной большой или нескольких малых песочницах или индивидуально.

Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материала. Это и фигурки из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки животные, мелкие машинки, песочные формы, ракушки, камушки, мелкая посуда. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.

Таким образом, организация деятельности в педагогической песочнице требует тщательной подготовки и «наращивания» определенного опыта, который приобретается только в практической педагогической деятельности.

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в этом возрасте идет интенсивное развитие речи детей. Поэтому я стараюсь включать в образовательную деятельность упражнения с песком в качестве дополнительного методического приема. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Ребятам очень нравится играть в песок. В своей практике я использую такие упражнения, как:

- поиск предметов, спрятанных в песке (игры «Прятки», «Потеряшки», «Секретики»);

- работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»,

«Следы на песке», «Дорожки из песка», «Пальчики гуляют», «Ползают ладошки», «Чьи следы?»);

- рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»,

- использование песочных форм (игры «Пекарь», «Праздничный обед», «Формочки», «Стройка»);

- рисование на песке или выкладываем из камешков, ракушек, геометрических фигур, фасоли, косточек - буквы, цифры, формы, объемы;

- игры в парах (один прячет, другой ищет, один начинает узор, другой продолжает);

- сказка из песка (по сказке «Колобок», разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло). Предложить скатать колобок, соединив комочки (муку, масло). Обыграть готовый персонаж.

Кинетический песок - это интересная, познавательная, развивающая игрушка, от которой масса удовольствия и пользы.

Я понимаю, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, беседы «Технологии рисования песком», «Игры с кинетическим песком»,«Комплекс пальчиковых игр с песком».

На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке, провела мастер-класс, на котором мы поиграли. Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.

Кинетический песок появился и в жизни наших родителей и детей дома. Дети с удовольствием играют в домашних условиях. Если в детском саду время для игры с песком ограничено, то дома они играют, сколько захотят. Я им даю небольшие задания, например, упражнение «Укрась коврик». Предлагаю детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, что захотят. Обращать внимание родителей на расположение узоров - это развивает умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, по кругу.

Таким образом, игры, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ООП ДО«Вдохновение» Александрова А. А. Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7» г. Шадринск «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии.

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО Анализ методического обеспечения образовательного процесса в МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 4 МО "АХТУБИНСКИЙ РАЙОН". Центром всей педагогической.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО На 01.09.2018 г. функционирует – 4 дошкольные группы: МБОУ «Новинская СОШ» ДО – 4 группы - первая младшая группа от 2 до 3 лет. - вторая.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО Структура методической работы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация развивающей предметной.

Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.

Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении I. Вступление. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего.

Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ» Организация образовательного процесса в ДОО В. М. Васильченко, пгт Яя, Кемеровская область. Введение ФГОС дошкольного образования связано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 13:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Калачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД