Лучший педагог года

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы)

Фатеева Екатерина Александровна
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы)

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Публикация «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы)» размещена в разделах

Взаимодействие человека с землей, с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой.

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания :

- формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

- воспитание бережного отношения к природе;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- желания охранять и беречь природу.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи.

Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего ОНР. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

1. развитие познавательных процессов, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

2. обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

3. формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

4. развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

В работе используются различные методы:

• наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,

• словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,

• практические (экологические игры).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм :

«Съедобное – несъедобное»

«Кто где живёт?»

«Узнай на вкус»

«С какого дерева лист?»

«Узнай по голосу животного»

«Угадай, про кого расскажу»

«Что сначала, что потом»

«Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?»

«Чей хвост?»

«Четвертый лишний»

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

При подготовке к проведению занятий, бесед намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время беседы неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений разного типа. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи.

Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец», «Собака», «Первоцветы»,

- описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка»)

- описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

- составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный?», «Путешествие на Север»,

- составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу», «Как мы поздравим мам и бабушек»,

- составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова)

- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»).

Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают “корни”)

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

- на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи);

- тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

- экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года);

- консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания».

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)В начале 2000 годов появился новый метод педагогических.

Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки» Доброе слово лучше сладкого пирога. Ласковое слово – что весенний день. Ласковое слово многих прельщает. (Пословицы и поговорки) Тот, кто.

Из опыта работы учителя-логопеда по применению метода биоэнергопластики в ДОУ С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой.

Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс: Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников (по сказке Рустама Исматуллаева «Лесной Джинн»). Цель: формирование у.

Обобщение опыта работы по теме «Роль дидактических игр в экологическом воспитании ребенка» Слайд Тема «Роль дидактических игр в экологическом воспитании ребенка» На протяжении 4 лет, я работаю над темой «Роль дидактических игр.

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА На сегодняшний день, в условиях чрезвычайно обострившихся экологических.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно.

Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» Экологическое воспитание - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к.

Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Доклад Составила: воспитатель: Чикина Т. В. ,пер. кв. кат 1слайд Тема: Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников.

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников». Природа развивается по определённым законам, а человек – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы)
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 12:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Фатеева Екатерина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД