Никитина Наталья Васильевна
Воспитание экологической культуры младших школьников статья
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры младших школьников.
«Трогая цветок, мы трогаем звёзды.
В конечном счёте, природу может спасти только любовь».
Жан Дорст.
Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Публикация «Воспитание экологической культуры младших школьников статья» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.
Экологический кружок – эффективный способ воспитания у учащихся любви к Родине, укрепление физического и психического здоровья, развитие их эстетических и нравственных качеств. Как ребёнок относится к природе и её богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу, знает правила поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – всё это называется экологической воспитанностью ребёнка.
Занятия в кружке «Юный эколог» побуждают интерес к познавательной деятельности, формируют чувство коллективизма и товарищества.
Для того чтобы занятия были интересными и не утомляли детей нужно проводить смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т. д. Активизации деятельности детей в кружке способствуют разнообразные формы и методы работы: экскурсии, встречи с интересными людьми, викторины, праздники, поделки из разных материалов, выставки.
В становлении экологически воспитанной личности особое место принадлежит игровой деятельности, именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе. Сюжетно – ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей – это способ познания окружающего, путь к познанию мира. Темы сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Мои домашние животные» и другие…
Дидактические игры, игры малой подвижности, подвижные игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой дети ощущают повышенную потребность, позволяет пробудить интерес к природе, развивать ценное отношение к ней, формировать практические умения и навыки. Интересным в работе с детьми является такой игровой приём как получение писем – жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумываются над содержанием писем, обдумывают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края всей планеты. Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование сказок, легенд, преданий, загадок, так как они обогащают ум и волнуют душу. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
Природа и дети – непрерывающаяся педагогическая и психологическая взаимосвязь, природа неиссякаемый источник в развитии ума и чувств каждой личности. Важно научить детей понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь и приумножать её богатства!
Никитина Наталья Васильевна
Педагог МУДО Центр детского творчества.