Ольга Карабаева
Опыт работы воспитателя младшего дошкольного возраста с формами формирования мотивации младших дошкольников к ЗОЖ
Доклад
«Опыт работы воспитателя младшего дошкольного возраста с формами формирования мотивации младших дошкольников к зож».
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Публикация «Опыт работы воспитателя младшего дошкольного возраста с формами формирования мотивации младших дошкольников к ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Под понятием ЗОЖ можно понимать - деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний. Здоровый образ жизни является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах жизни деятельности человека.
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Основная цель оздоровительной работы в МБДОУ – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Для достижения этой цели в детских садах воспитатели формируют у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.
Работу по формированию потребности в здоровом образе жизни нужно начинать с самого раннего детства. И основным мотивом в этой деятельности должен быть интерес и желание заниматься физическим развитием.
Педагог должен учитывать все возрастные особенности детей при формировании представлений о здоровом образе жизни. Так же педагог должен правильно изложить детям понятие ЗОЖ.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ. В младшем дошкольном возрасте педагог должен знать, что дети данного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от форм оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Формирование здорового образа жизни – эта целая система работа с детьми, которая осуществляется в разных формах :
1. Занятия физкультурой, прогулки. ( К дополнительным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся:
- утренняя зарядка (проводится ежедневно, часто с музыкальным сопровождением. С использованием различных предметов: платочков, мячей, кубиков, ленточек и др.);
- Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня. «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль» «Филин», «Подуй на шарик», «Ваньки –встаньки», «Лети пёрышко», «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», повороты и др;
- пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика (Дети с удовольствием выполняют интересные игровые упражнения «У Маланьи, у старушки», «Мы во двор идём гулять», «Где спрятался лягушонок?», «Весёлые солнечные зайчики» и др.);
- ходьба по массажным коврикам;
- гимнастика пробуждения;
- точечный массаж (с использованием карандашей, растирание ушек и др.);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
2. Правильная организация питания, которая обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма.
3. Соблюдение правил личной гигиены, создание условий для полноценного сна (проветривание помещений). В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
4. Закаливание. ( Всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек становится закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека).
5. НОД - традиционные и нетрадиционные. (Познавательное развитие- «Овощи с огорода», «Наш зайчонок заболел», «Помоги Зайке сберечь здоровье», «Фрукты полезны взрослым и детям», «Мое тело», «Чудо - вода», «Где прячется здоровье?» и др., по физической культуре, по лепке - «Мандарины и апельсины», «Маленькие куколки гуляют на прогулке», рисованию «Что за яблочко, оно соку спелого полно», аппликации «витамины» и др.)
6. Физкультурные досуги, спортивные и музыкальные праздники. («Весёлые овощи», «дары осени», «Девочка чумазая», «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке» и др.)
В дополнение использую следующие методические приё мы: беседы («Правильное питание», «Самые полезные продукты», «Изучаем своё тело», «Откуда берутся болезни», «Для чего нужна зарядка», «Личная гигиена», «Чистота и здоровье», «Чтобы быть здоровым» и другие); заучивание стихотворений, чтение художественной литературы; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры. Так же в своей работе широко используем обучающие презентации: «Я и моё тело», «Мы разные люди», «Глаза», «Правила личной гигиены», «Удивительные превращения пищи» и др. В процессе беседы приятно видеть, что уже в младшем возрасте наши дети полагаясь на жизненный опыт, умеют отличить правильную здоровую пищу от вредной, знают, что может привести к травмам и др. Дети всё понимают и внимательно прислушиваются к сказанному воспитателем.
Привитие навыков здорового образа жизни детям должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь их авторитет и подтверждение необходимости выполнения оздоровительных процедур в детском саду приведут к осознанному желанию кушать витаминные салаты, выполнять зарядку, спокойно засыпать в тихий час и т. д. Для того чтобы работа родителей и воспитателей была скоординированной, в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Здоровье" Проводили беседы групповые и индивидуальные, консультации на тему: «Что нужно знать родителям по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников»; «Профилактика заболеваний»; «О правильной осанке»; «Правильная пища и витамины» и др;
Также работа с родителями ведётся не только через сайт детского сада, брошюры, открытые мероприятия, родительские собрания и другие.
Для осуществления обогащённого физического развития и оздоравливания детей в группе оборудован «Уголок здоровья». Сейчас он оснащен традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарём. В течении учебного года будут созданы мною, с родителями и детьми нестандартные пособия сделанные своими руками.
Таким образом, можно сказать о том, что взаимодействие с семьей играет важную роль в формировании ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. В дальнейшем работа по данной теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
Список литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. – М. : «Скрипторий 2003», 2007.
3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
4. Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье» - методическое пособие, Москва 2 0 0
5. Щипицина Л. М. и др. Азбука общения. СПб. 1998
-https://www.maam.ru/
-https://nsportal.ru/
- https://урок. рф/