вера авдеева
Определение эффективности организации взаимодействия взрослых и детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представить результаты моего исследования по теме «Определение эффективности организации взаимодействия взрослых и детей в ДОУ»
Актуальность и методологический аппарат исследования представлен в общей характеристике работы. Позвольте остановиться подробнее на решении ее задач.
Первая задача – изучить влияние взрослого на развитие личности дошкольника.
Публикация «Определение эффективности организации взаимодействия взрослых и детей в ДОУ» размещена в разделах
Основополагающим способом влияния взрослых на формирование личности дошкольников является содействие в изучении ими моральных норм, которое регулирует поведение людей в обществе. Данные нормы усваиваются детьми под влиянием примеров и общих правил поведения. Примерами поведения для них являются в первую очередь непосредственно сами взрослые, а именно — их поступки и взаимоотношения. В наибольшей степени немаловажное влияние выражает на ребенка поведение непосредственно его окружающих родных и близких людей. Он предрасположен брать с них пример, копировать их манеры перенимать у них критерии оценки людей, каких-либо событий и вещей. Но тем не менее все это не ограничивается близкими и родными людьми. Дети дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых различными способами, а именно — наблюдая за их трудом, прослушивая рассказы, стихи, сказки.
Вторая задача нашего исследования - раскрыть теоретические основы взаимодействия дошкольников со взрослыми в ДОУ.
Принцип, на основе которого происходит взаимодействие взрослых с детьми, это признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений. Все изменения в образовании детей дошкольного возраста осуществляются на основе ФГОС дошкольного образования [ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013: 12]. Специалисты считают, что совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, является наилучшим вариантом в образовании детей дошкольного возраста. В таком взаимодействии проще и легче всего решаются развивающие задачи, самого широкого спектра:
- формирование общих познавательных способностей (в том числе, сенсорики, символического мышления)
- формирование инициативности детей во всех сферах деятельности;
- формирование, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах [ Нартова-Бочавер 2012 : 116].
Все формы совместных занятий детей и взрослых, являются организующими компонентами в условиях реализации комплексного подхода в образовательном процессе. Воспитатель для реализации деятельности с детьми использует процесс инициирования, в этом ему помогают тематические содержания, которые в свою очередь отражают сезонные изменения, события и даты в жизни страны, родного города, села и т. д.
Третьей задачей, при помощи экспериментальной деятельности ДОУ, стало: определить теоретическое обоснование педагогических условий гармонизации отношений дошкольника и взрослого средствами физической культуры.
Экспериментальная работа проводилась на базе Детского сада «Светлячок» структурного подразделения МОУ-СОШ села Даниловка Аткарского муниципального района Саратовской области.
В течение двух лет в нашем дошкольном учреждении велось экспериментальное исследование, целью которого стало теоретическое обоснование педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.
Целью диагностического этапа экспериментального исследования стало выявление особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений и характера совместной двигательно-игровой деятельности в семье.
Для достижения этой цели диагностические методики применялись как в работе с родителями, так и с детьми.
Использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение результатов диагностики педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений и предоставления возможности родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми, познакомить с оптимальными способами общения были организованы и проведены два игровых тренинга, тематика которых была посвящена проблемам общения и взаимодействия родителей с детьми.
Итоги тренингов заключаются в том, что они способствовали раскрепощению родителей, научили свободно высказывать свои мысли и в то же время в игровой форме помогли усвоить конкретные теоретические знания и получить практические умения.
В целом эксперимент показал положительную динамику, в контрольном анкетировании родители не против заниматься активными занятиями, но нехватка времени и постоянная усталость родителей, кроме того домашние дела, отодвигают на второй план занятия с ребенком физической культурой. Конечно, нельзя слишком строго относиться к родителям, так как в наше время материальное обеспечение стоит на первом месте, только жалко, что дети становятся заложниками такой ситуации.
Считаем, что результат, который мы получили в процессе нашего исследования позволяет нам сделать следующий вывод: технология гармонизации детско-родительских отношений и тесное сотрудничество педагога – психолога и инструктора по физической культуре в проведении физкультурных занятий родителей с детьми позволяют оказывать психологическую поддержку и помощь детям и взрослым, повышать эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило основные положения выдвинутой гипотезы, правильность решения исследовательских задач.
Доклад окончен. Благодарю за внимание.