Юлия Каштанова Доценко
Проект по эмоционально-личностному и нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад педагога-психолога Каштановой Юлии Михайловны о реализации
проекта по эмоционально - личностному и нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Солнышко в ладошках».
Вступительная часть
Уважаемые коллеги, разрешите вам представить проект «Солнышко в ладошках» по эмоционально- личностному и нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Ход
Публикация «Проект по эмоционально-личностному и нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» февраль 2024
Сегодня, как никогда актуально эмоционально-личностное и нравственное развитие дошкольника, это основа и база для культуры будущего поколения в целом. Современный мир заполнен гаджетами и с легкостью уносит ребенка в виртуальный мир иллюзий. Прибывая в котором ребенок теряет не только связь с реальностью, но и потребность во всех жизненных радостях.
Наравне с семьей детский сад выступает одним из важных социальных институтов детства и призван создать благоприятные условия для максимально эффективного развития ребенка - дошкольника. Но если семья для ребенка - источник "трепетных эмоциональных переживаний "(Мухина В. С., в которой он должен получать бескорыстную любовь близких и ощущение защищенности, то детский сад делает упор на социализацию, развитие познавательных психических функций, физическое, морально-нравственное и эстетическое развитие, и в меньшей степени на эмоциональное.
В наше время сильная занятость родителей на работе не позволяет уделять ребенку достаточное количество времени, а иногда перестает быть и тем источником "трепетных эмоциональных переживаний ". В замен этому приходят новые впечатления получаемые в гаджетах. А за частую родитель сам является примером подражания в их пользовании, в обход совместных дел с ребенком вручает ему свой телефон.
Не ужели мы растим поколение будущих «Геймеров» и «Тик -токеров»? От того на сколько своевременно и грамотно мы сумеем воспитать в ребенке чувства заинтересованности реальным миром и потребности в «живом» общении будет зависеть и дальнейшая судьба нашего поколения.
Имея заключения детей, поступающих в детский сад после прохождения центральной ПМПК города Севастополя почти в 90% обозначена коррекционная работа педагога-психолога по формированию эмоционально-коммуникативной и социальной сферы ребенка. Именно это натолкнуло меня на разработку и внедрение проекта «Солнышко в ладошках» по эмоционально-личностному и нравственному воспитанию.
Цель: формирование основ нравственности и духовности, общей эмоциональной культуры ребенка, для успешной его социализации в будущем
Задачи: Учить понимать свои эмоции и эмоции окружающих;
Знакомить с различными способами разрешения своих эмоциональных состояний;
Способствовать формированию основ духовного и нравственного сознания дошкольников, через многообразные формы ознакомления с эмоциями и поступками людей;
развивать коммуникативные навыки ребенка;
Воспитывать стремление ребенка к личностному раскрытию и росту.
Конечно же, моя работа в первую очередь основывалась на труды Кошелева Ад., Перегуда В. И., Шаграева О. А Эмоциональное развитие дошкольников. Хухлаева О. В., которые нам знакомы это Маленькие игры в большое счастье, Лесенка радости. Тропинка к своему Я. Данилина Т. А., Задгенидзе В. Я., В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ БаряеваЛ., Вечканова И., Загребаева Е. театрализованные игры занятия с детьми: Учебно методическое пособиеКраснощековаа Н. В. Диагностика и развитие личности сферы детей и старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения/ Н. В. Краснощекова
Реализация Проекта началась в прошлом году на группе детей среднего дошкольного возраста, где была высокая заинтересованность родителей в полноценном развитии детей. Проект был рассчитан на три месяца и проходил в конце учебного года.
Учитывая возраст детей и стараясь внести больше игровых форм в обучающий процесс мною был разработан Экран эмоций, для мотивирования детей к изучению самих эмоций. Создан эскиз и изготовлен. А изготовил его талантливый и отзывчивый коллега Ирина Анатольевна Потапова, которая работает учителем -логопедом в нашем детском саду. К данному Экрану была разработана инструкция и методические рекомендации. Воспитатель группы курировался мной ежедневно, пока дети не освоили Экран эмоций к самостоятельному ежедневному заполнению.
Занятия проходили 1 раз в неделю. Структура занятий интегрирована с различными приемами психолого-педагогической работы.
Использовались такие приемы как: театрализация, пантомима, рисование музыки, этюды перевоплощения, релаксация, психологические игры.
Завершился проект открытым занятием для родителей, который совпал с проведением Недели психологии в прошлом учебном году, проводимым в конце апреля.
Всеми педагогами коллектива отмечено, что дети данной группы более сдержаны, культурны, умеют слушать взрослых, уважительно относятся к старшим, отзывчивы и дружны.
В этом учебном году реализация проекта идет уже на 4 – группах старшего дошкольного возраста. Так же группы оснащены и Экранами эмоций. Занятия организуются 1 раз в неделю и проводятся мной в каждой группе по графику. Воспитатели ежедневно проводят утренний круг, по необходимости их количество может достигать трех раз в день.
Конечно же выход на большее количество групп с проектом, заставил меня продумать и его методическое сопровождение, обучить воспитателей элементарным формам анализа и работы в кругу. Дать инструментарий и показать приемы и формы работы с детьми. Мною были организованы индивидуальные встречи, коллективные консультации, мастер-классы, практические показы форм и методов работы с детьми. На каждую группу оформлена папка с методическим и практическим материалом по проекту «Солнышко в ладошках».
Сам проект расширился :
- появились авторские сценарии занятий и игр;
- разработан игровой материал и изготовлены атрибуты;
- включена работа с воспитателями по преобразованию группового пространства и развивающей среды.
- запланирована работа с родителями в формах игровых квестов и конкурсов.
А с внедрение ФОП были пересмотрены и некоторые задачи проекта и внесена задача по формированию духовной культуры каждого ребенка.
Если более детально останавливаться на этой задачи, то можно с легкостью проследить как она реализуется в нашей работе. Для этого мы подробно рассмотрим экран эмоций «Моё настроение».
У ребенка наглядно-образное мышление, поэтому наши солнышки присутствуют и здесь, обозначая время суток: утро, день и вечер. В карманах снизу находятся солнышки с разными эмоциями, которые ребенок выставляет трижды в день, согласно своему настроению. Но есть еще одна графа – звездочка, это мотиватор для детей.
В конце дня воспитатель подводит итоги всего дня и отмечает ребенка, который ярче всех проявил себя, но критерии оценки у каждого воспитателя могут меняться в зависимости от образовательных и воспитательных задач.
Рассмотрим пример: трудовое воспитание. Задачи по приучению детей к дежурству в центрах. Многие дети из группы получили задания, а вот Ваня и Оля были назначены на уголок природы и совершали ряд действий по уходу за цветами.
В конце дня воспитатель подводит итог и у всех детей обозначает качества нравственной и духовной стороны личности ребенка. Ваня сегодня так нежно протирал листочки, помнил, что, они как человек тоже все чувствуют. А Оля поливала цветочки внимательно наблюдая, что бы у них не было лишней воды, иначе им будет плохо. Они молодцы, очень заботливые.
Другой пример можно привести по оценке одного ребенка, который вызывает массу хлопот своим недружелюбным поведением в группе. И оценить даже малейшее его положительное проявление в пользу будущего старания : похвалить его сдержанность, как он смог справиться со своими эмоциями, его желание дружить и отметить его светлые качества.
А главное помнить, что таким детям не хватает любви, внимания и тепла. Через детский коллектив можно дать понять малышу о его необходимости в группе, подарить ему ласку и в игровой форме пожалеть или поддержать ребенка. Даже сдержанность детей во время занятия можно отметить на кругу и с перспективой оценить нужного ребёнка.
Воспитатель здесь выступает как проводник в мир души ребенка, учит ценить духовно-нравственные качества и мотивирует к их большему проявлению у всего коллектива ребят. Конечно же все это идет через любовь и доброту к детям, наши эмоции и знания должны дарить детям счастье. А мы должны помнить хорошую фразу из песни «от улыбки станет всем светлей…»
Даже анализируя работу воспитателя можно отметить несколько моментов: так, ребенок, приходя в детский сад утром отмечает свое настроение, и в зависимости от того какой выбран смайлик можно делать вывод о внутреннем климате в семье. А если ребенок ставит негативный смайл постоянно, то это уже повод провести работу с родителями. В конце дня воспитатель тоже анализирует эмоциональное состояние всех детей группы, когда готовит экран к завтрашнему дню. И если все дети ушли с хорошим настроением, то все планы выполнены и достигнуто душевное благополучие и равновесие. Мы заканчиваем свой день вот с такими эмоциями и с чувством выполненного долга.
Эмоциональное воспитание – это, некая волшебная дверь в мир глубоких чувств человека. В мир, где все просто и легко! Если уметь пользоваться эмоциями, и понимать их, то формируется свобода выбора в общении и устойчивая позиция в социуме. Эмоциональное воспитание напрямую связано с развитием личности, формированием её духовной красоты, становлении в обществе, а значит, несет и нравственную ценность для каждого воспитанника.