Получи документы

Доклад «О развитии воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Спиридонова Вера Николаевна
Доклад «О развитии воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого»

К. И. Чуковский

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в созидании действительности, полноценнее будущее взаимоотношение с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Публикация «Доклад „О развитии воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах

К числу важнейших задач логопедической работы с воспитанниками, имеющими тяжелое нарушение речи, относится формирование у них связной монологической речи.

Основным звеном в системе обучения связной монологической речи является творческое рассказывание.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, которая потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относится рассказы :

• по аналогии;

• придумывание продолжения и завершения рассказа;

• составление рассказа по нескольким опорным словам;

• на предложенную тему.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелое нарушение речи, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации непосредственно образовательной деятельности по обучению воспитанников с тяжелыми нарушениями речи составлению рассказов с элементами творчества и к использованию приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества осуществляется учителем-логопедом в коммуникативной деятельности и воспитателем в центрах детского творчества и в свободной деятельности.

При этом решаются следующие практические задачи:

Развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

• Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.

• Уточнение и развитие пространственных и временных представлений об окружающем.

Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Для решения этих задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи использую игры с элементами технологии ТРИЗ, которые развивают не только системное мышление, но и творческое воображение и открывают большие возможности для успешного освоения языка, для достижения высокой степени развития всех сторон речи ребенка.

Для организации свободной деятельности детей использую такие игры как: «Что в круге?», «Салат из сказок», «Снежный ком», «Полином фантазии», «Цепочка слов».

При обучении рассказыванию по аналогии и составление рассказа по нескольким опорным словам использую игру «Что в круге?»

а)

Круг – заяц

Точки в круге – что делает? (прыгает, бегает, боится, грызет, петляет)

Дети составляют рассказ по нескольким опорным словам. Например: заяц, боится, петляет.

б)

Круг – геометрические фигуры (по аналогии)

Точки в круге – квадрат, овал, прямоугольник, трапеция.

Предлагаю детям придумать сказку про геометрические фигуры. Перед этим послушайте сказку придуманную мною.

Жил-был квадрат в желтом квадратном домике, с треугольной крышей. Окно было маленькое и круглое. Около дома была клумба в виде овала. К прямоугольнику в дом всегда приходили его друзья.

В игре «Салат из сказок» дети учатся придумывать свою новую сказку, соединив знакомые персонажи из разных сказок в одну. Выбор героев осуществляют сами дети по картинкам.

Для активизации речевой и мыслительной деятельности использую игру «Снежный ком», где воспитанники учатся придумывать продолжение и завершение рассказа. Воспитатель начинает рассказ, а дети продолжают (игру можно проводить с мячом).

Например: Воспитатель – Пришла зима и принесла много радостей. – (продолжает ребенок). Дети катаются на лыжах, коньках, санках. – (другой) – Зимой приходит в гости Новый год, Рождество. – Красавица елка. – Дед Мороз и Снегурочка. – Дарят детям подарки.

Игра «Полином фантазии» развивает память, воображение, фантазию, речевое творчество. Для игры использую предметные картинки. Например:

1. Что это? 1. Снежинка

2. Где находится? 2. Лежит на шубке снегурочки

3. Что делает? 3. Украшает ее наряд

4. Что говорит? 4. Я хочу, чтобы шубка снегурочки была самой красивой

5. А что сказали люди? 5. Ах, как хороша девочка-снегурочка

6. А чем кончилась история? 6. Приходи к нам на новогодний праздник

Помогает в работе игра «Цепочка слов», где слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое, вызывает цепную реакцию, распространяя волны вширь и вглубь, извлекая при этом звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов –каждое слово – вагончик. Слова должны быть соединены между собой. Дети отвечают на вопросы: «Какая?» «Какой?»

Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик).

Дети: снежная, холодная.

Воспитатель: А что бывает холодным?

Дети: Мороженое, лед, снег, ветер…

Воспитатель: А ветер какой?

Дети: Северный, сильный…

Воспитатель: А кто может быть сильным?

Дети: Слон, человек, кран…

Предлагаю детям составить рассказ о сильном слоне. В играх «Живые фигуры», «Мешочек со сказками», «Дорожка» ребята учатся пользоваться предметами – заместителями, развивается творческое воображение и умение составлять (придумывать) сказку или рассказ, с помощью геометрических фигур или игрушек.

Особое место занимает работа по формированию монологической речи воспитанников в центре художественного творчества.

Где дети по выполненному рисунку, аппликации, лепке составляют небольшой творческий рассказ.

Также в центре художественного творчества использую игры, которые развивают не только творческое воображение, но и учат детей создавать образы на основе схематического изображения (игра «Перевертыши»); представлять себе предметы по их схематическим изображениям (игра «Какая игрушка»); и в независимой фигуре увидеть определенный объект (игра «Дорисуй»).

Организация свободной деятельности детей, в том числе и в центре художественного творчества играет важнейшую роль в развитии творческого рассказывания, познавательной активности и самостоятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Презентация «Формирование коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с художественной литературой». Общение сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «О развитии воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Опубликовано: 31 марта 2013 в 23:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «О развитии воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Спиридонова Вера Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД