Лилия Мореева
«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Слайд 2
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :
Публикация «„Речевое развитие“ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Слайд 3
• Овладение речью как средством общения и культуры. (надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
• Обогащение активного словаря. (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. (строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е умение изменять слова, соединять их в предложения);
• Развитие речевого творчества. (дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки);
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книга должна стать спутником детей);
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (подготовка к обучению грамоте- это формирование навыков звукового анализа и синтеза);
• Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, учиться называть слова с определенным звуком, определяет место в слове).
Развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Слайд 4
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Слайд 5
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяем следующие:
Речь педагога;
методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Слайд 6
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к именно
педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
Правильность (соответствие языковым нормам : слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы)
Точность (речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано)
Логичность (умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания)
Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений).
Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания).
Богатство (это лексическое и семантическое богатство-это использование говорящим предложений простых и сложных, полных и неполных, сложносочиненных, и т. д).
Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).
Методы и приемы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование –подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
СЛАЙД 7
*Особенности речевого развития детей первой младшей группы.
Слайд 8
* Особенности речевого развития детей второй младшей группы.
Слайд 9
*Особенности речевого развития детей средней группы.
Слайд 10
*Особенности речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп.
Слайд 11
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.
Слайд 12
Основными направлениями работы по развитию речи являются :
1. Развитие словаря освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Слайд 13
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательные ситуации используются в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в различных видах деятельности ;в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющих знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Слайд 14
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация.
Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников :
1. СИТУАЦИИ- ИЛЛЮСТРАЦИИ (подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социального приемлемого поведения,а также активизирует их навыки эффективного общения.)
2. СИТУАЦИИ- УПРАЖНЕНИЯ (применяются со средней группы, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия)
3. СИТУАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ (применяются со старшего возраста -способствуют усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире)
4. СИТУАЦИИ- ОЦЕНКИ (применяются в подготовительной группе, предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей)
Слайд 15
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей-
Сценарии активизирующего общения- обучение игровому (диалогическому)общению. Такая форма включает :
-разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, драматизации, т. д.
Слайд 16
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить,фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Слайд 17
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. О. А. Бизикова предлагает
Игры с готовыми текстами:
1. подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. ;
2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога);
Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Слайд 18
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы Кузеванова О. В., Коблова Т. А. :
-литературно-музыкальные праздники;
- фольклорные ярмарки;
- игры- драматизации;
- разные виды театров;
- речевые газеты;
- книги самоделки;
- проблемные ситуации;
- посиделки;
- интерактивные речевые стенды.
Слайд 19
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно учитывать:
во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности.
во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для речевого развития детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому –то,обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,- педагог выступает организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.
Слайд 20
Спасибо за внимание!