Валерия Рогачева
Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном направлении. Раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по созданию речевой развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и достичь консенсуса.
Публикация «Круглый стол „Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, свеча, белые листы бумаги, простые карандаши, цветные шляпы, стульчики расположены в форме трех полукругов.
1. Готовность педагогов к обсуждению заданной темы.
2. Наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта педагогов ДОУ.
Этапы подготовки и проведения "круглого стола" : подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I. Подготовительный этап:
– выбор темы, представляющей практический интерес для педагогов;
– подбор модератора;
– подготовка сценария.
II. Дискуссионный этап:
– выступление модератора, обсуждение представленных материалов педагогами ДОУ.
III. Завершающий (постдискуссионный) этап:
– подведение итогов;
– выработка решений;
– установление общих результатов проводимого мероприятия.
Предварительный этап:
1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по организации речевой развивающей среды для детей дошкольного возраста.
2. Проведение анализа воспитательно - образовательной работы в данном направлении.
Дискуссионный этап:
При входе в зал каждый вытаскивает листочек с цифрой (от 1 до 3) и занимает место в соответствии с номером, в результате формируется три группы.
Вступительное слово. На сцене ведущие. У Альбины Галиулловны в руках свеча.
Г. С. : - Что это у вас в руках? Куда вы собрались?
А. Г. : - Вы разве не знаете! Коллеги! (обращается к педагогам) а вы знаете, для чего мне нуж-на свеча? (ответы педагогов).
А. Г. : Вы совершенно правы, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Итак, давайте разберемся, что же относится к речевой развивающей среде и какие требования предъявляются к ним по ФГОС ДО.
Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового со-держания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:
1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2). ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3). ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, ос-новная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4). ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педа-гога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложнопод-чинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7). УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям обще-ния. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правиль-ность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – под-бор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предустатривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:
- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пре-делах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого про-исходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сто-рона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.
- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.
младшая группа:
- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
- Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;
- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа :
- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;
- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы:
- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рас-сказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение расска-зов, уточнения и обобщения);
- Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент дела-ется на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказыва-ний).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду :
*Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
*Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
*Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
А. Г. : Итак, мы назвали составляющие РРС: Речь педагога, методы и приемы, оборудование (слайд 2). Теперь давайте разберемся, какие компоненты входят в каждое из составляющих РРС. Для этого вы должны изучить материалы, предложенные вам и ответить на вопросы, после 10 минутного внутригруппового обсуждения. Далее идет обсуждение ответов каждой группы (слайды 3,4,5). Общие выводы (слайд 6).
А. Г. : Спасибо за работу, мы продолжаем. Всем вам наверно известна такая технология, как синквейн. Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности, эффективный метод развития образной речи. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обыч-но существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание призна-ков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Я попробовала составить синквейн по теме «Речевая среда» :
• Речевая среда
• Организованная, насыщенная
• Активизирует, развивает, обогащает
• Важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников
• Развитие
А. Г. : Теперь вам предлагаю составить синквейн по темам, над которыми вы работали.
В заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно "Шесть шляп". Для этого предлагаю послушать притчу:
"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда бы-ло много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатить-ся на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с ше-стью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень доро-гой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анали-зировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нрави-лось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, мно-гим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл проис-ходящего и подсказать, куда двигаться дальше".
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из шляп. Подойдите, пожа-луйста, по одному человеку из каждой подгруппы и выберите шляпу.
1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о речевой развивающей среде в соответствии с ФГОС ДО вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие речевая развивающая среда?
3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему реализации речевой развивающей среды.
4. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в реше-нии данной проблемы. Каковы преимущества организации речевой развивающей среды?
5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для даль-нейшей организации речевой развивающей среды в ДОУ.
6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на круглом столе.
Рефлексия
Мы выяснили мнения педагогов по теме организации речевой развивающей среды с свете введения ФГОС ДО. Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Закончить круглый стол мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л. Н. Толстого:«Нравственность человека видна в его отношении к слову» и в продолжении хочется сказать, огромный вклад здесь имеет труд воспитателя.