Дина Сазонова
Доклад «Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Публикация «Доклад „Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста.
Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.
У детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребё нка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все ситуации проигрыш, либо выигрыш остаются в памяти и накладывают определенный отпечаток, формируя поведение ребенка в дальнейшем.
Настольная игра наиболее свойственна детям старшего возраста, т. к. младшей возрастной категории, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.
Современный мир достаточно богат всевозможными играми:
- игры на выделение части и целого;
- игры на развитие логического мышления, на классификацию, на сериацию;
- игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;
- игры, способствующие усвоению знаков и символов;
- классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации;
- огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико – грамматических представлений, связной речи детей.
Игры, направленные на ориентировку в пространстве.
Игра "Бродилки". В этих играх предполагается использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. В этих играх формируется умение ориентироваться в пространстве, формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействия друг с другом. Главное в этих играх – решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Игры на выделение части и целого.
Игра в "Пазлы". Эти игры развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи, сценки из мультфильмов и т. д.
Другими, более сюжетными, но очень полезными играми на соотношение части и целого являются игры – головоломки "Танграм", "Пифагор", "Колумбово яйцо". Каждая из этих игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. К этой же серии игр можно отнести игры Воскобовича "Соты", "Волшебный круг", игры Никитина "Кубики для всех", "Сложи узор", палочки Кюизенера.
Игры на классификацию.
Дети в старшем дошкольном возрасте рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют такие игры : "На что похоже?", "Краски", "Что из чего?", "Четвертый лишний".
Игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, и т. д.
Разнообразные игры : "Азбуки", числовое и цифровое "Домино", "Арифметика", "3 из 9", "Ассоциации", "Логические цепочки", "Логические квадраты", "Лабиринт".
Настольно – печатные игры лото : "Ягоды и фрукты", "Кому, что надо для работы?","Домашние животные"
Предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
Игры на развитие логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.
Таким образом, увлекательные настольно – печатные игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что – то узнать, ищет, проявляет усилие и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
В заключение можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Главное и очень важное, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии и выделить необходимое на данный момент ребенку, соответственно возрасту.