Марина Шевлякова
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
Воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 11 г. Шебекино»
Шевлякова Марина Владимировна
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности формируются не только психические качества и личностные особенности, но и складываются другие виды деятельности, приобретающие самостоятельное значение. Педагоги и психологи подчеркивают, что игра влияет на все стороны развития психики ребенка. Так, А. С. Макаренко пишет: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Публикация «Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В первую очередь игра оказывает влияние на развитие произвольных психических процессов : у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше, т. к. сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на сюжете и разыгрываемых действиях.
Опыт ребенка в сюжетно-ролевой игре является основой для развития особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, восхищаться их будущим поведением. На основе этого ребенок может строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет особое значение на развитие воображения.
Влияние игры на развитие ребенка заключается в том, что именно через игру он знакомится с поведением взрослых людей, с их взаимоотношениями. Впоследствии они становятся образцом для собственного поведения ребенка. В игре приобретаются навыки общения, которые необходимы для установления контактов со своими ровесниками. Игра заставляет ребенка подчиняться правилам, а это способствует развитию волевой сферы.
Некоторые продуктивные виды деятельности, такие как рисование и конструирование, с ранних этапов тесно связаны с игрой. Сначала у ребенка возникает просто игровой интерес, который в дальнейшем перерастает в интерес к самому рисованию или конструированию.
Внутри игры складывается и учебная деятельность, которая потом перерастает в ведущую деятельность младшего школьника. Учение не возникает само по себе, его вводит взрослый. Но дошкольник относится к учебной деятельности как к своеобразной ролевой игре с новыми правилами. Но когда ребенок выполняет эти правила, он непосредственно овладевает учебными действиями.
Игра оказывает влияние на развитие речи. Необходимость объясняться во время игры требует определенного уровня владения речью. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, распределяя роли, договариваясь друг с другом. Если по какой-то причине распадается совместная игра, то она налаживается в процессе общения.
Особое значение на знаковую функцию оказывается игрой. Развитие этой функции в игре осуществляется через замещение одних предметов другими.
Как ведущая деятельность игра особое значение оказывает на развитие рефлексивного мышления. Рефлексия-это способность анализировать собственные действия, поступки и умение соотносить их с общественными ценностями. В игре развитие рефлексии возникает через возможность контроля за выполнением действия, которое входит в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки для развития рефлексии через осмысление своих собственных поступков.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. Теперь в игре ребенок все легче отказывается от своих мимолетных желаний. Поведение ребенка контролируется другими людьми, он должен следовать правилам, которые вытекают из его роли и не имеет права ни отвлечься от игры, ни изменить свою роль.
В игре с замысловатыми сюжетами и различными сложными ролями у ребенка активно развивается творческое воображение.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра для ребенка становится самостоятельным видом деятельности, с помощью игры он входит в разные социальные сферы, познавая их.