татьяна веселова
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад – семья - общественность.
Публикация «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями» размещена в разделах
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
1 сл.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания
Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит сложная задача привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
2 сл.
Работа с родителями должна иметь
•дифференцированный подход
•учитывать социальный статус и микроклимат семьи
•родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО
•повышать культуру педагогической грамотности семьи
Новые задачи диктуют современные подходы и различные формы взаимодействия ДОО с родителями воспитанников с самого начала поступления ребенка в ДОО.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
3 сл.
Взаимодействие с родителями в ДОО осуществляется на принципах:
• Открытости детского сада для семьи каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок
• Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании ребёнка основанное на доверии и позитивных способах общения родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей
• Создание активной развивающей среды обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
• Организации работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей
• Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми
• Постоянного анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.
В настоящее время в ДОО сложились устойчивые формы работы детского сада с семьями воспитанников, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные формы.
4сл.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:
• коллективные - общие и групповые родительские собрания, конференции, консультации, беседы, семинары, дни открытых дверей с проведением экскурсий по ДОО с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами работы ДОУ, совместные праздники и развлечения, совместное благоустройство ДОО и территории, конкурсы совместного творчества детей и взрослых, вечер вопросов и ответов
• индивидуальные - посещение семьи, беседы, консультации, индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей, анкетирование, переписка с родителями, индивидуальные памятки и т. д.
• наглядно -информационные - уголки для родителей, информационные стенды, тематические выставки, папки передвижки, памятки, буклеты, рекомендации и др.
Таким образом, эти формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Традиционные формы работы с семьей показывают что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т. к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время современное ДОО постоянно находится в режиме развития, функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
В зависимости от этого необходимо менять формы и направления работы детского сада с семьей, активно использовать инновационные нетрадиционные формы взаимодействия.
5сл
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. Такие как:
Информационно-аналитические : Направлено на выявление интересов,
потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, сбор, обработку и использование данных на каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребенку, интересах, потребностей родителей в психолого-педагогической информации, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
К ним относятся: Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование, тестирование, собеседование, «Почтовый ящик», переписка по электронной почте; телефон доверия; интервью с родителями и детьми на определенные темы.
Познавательные: Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Доминирующую роль среди форм общения педагог– родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
К ним относятся: Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. ; мини - собрания; материнская школа; исследовательская, проектная деятельность; интернет-журнал
Досуговые: Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
К ним относятся: праздники, концерты, развлечения, соревнования, чаепитие, совместные походы и экскурсии; деловая игра; благотворительные акции; мастер-классы; турниры знатоков, КВН; «Гость группы», интеллектуальные ринги для детей и родителей, семейные клубы и театры, «семейная мастерская», ток-шоу, совместные прогулки и литературные вечера.
Наглядно-информационные : Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
К ним относятся: буклеты; родительская газета; электронные газеты; открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; взаимообмен фотографиями; видеофильмы о жизни ребёнка в семье и в детском саду; презентации; презентации ДОУ; стенгазета; интернет- группа, портфолио группы и воспитанников, групповые альбомы, «копилка добрых дел», сайт ДОО.
6сл
Письменные формы взаимодействия с родителями
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений, родительская почта или конверт отзывов и предложений (это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
7сл
Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей не оспоримы и многочисленны. Через новые формы взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога. А их разнообразие позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей в различных образовательных областях, организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, интересно и разнообразно.
Преимущества нетрадиционных форм взаимодействия
ДОО с родителями.
• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
• учет индивидуальности ребенка;
• родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;
• укрепление внутрисемейных связей;
• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье, учета типа семьи и стиля семейных отношений;
• при реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
8 сл.
Таким образом, профессиональное и творческое использование педагогами ДОО современных традиционных и нетрадиционных форм работы и взаимодействия с родителями позволят успешно и эффективно осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников как с участниками образовательного процесса в ДОО в условиях ФГОС ДО
Умелое и качественное сочетание всех форм работы педагогического коллектива с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания детей, правильно организовывать разностороннюю деятельность детей в домашних условиях, а также способствует повышению статуса дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.