Наталия Широбокова
Технология социализации современного дошкольника в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Технология социализации современного дошкольника в ДОО».
Воспитатель: Широбокова Н. В.
(слайд 1) Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Темочки:
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время (слайд 2, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка –это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта зависят от педагогов детского сада и родителей. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
(слайд 3) Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определенным правилам, осознавать себя субъектом в системе социальных отношений.
Таким образом, (слайд 4) формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.
(слайд 5) В помощь педагогам Н. П. Гришаева предлагает инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1. Клубный час - позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;
2. Проблемная ситуация - самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
3. Рефлексивный круг - предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;
4. Дети – волонтеры разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим
5. Волшебный телефон - своеобразный детский «телефон доверия», который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.
6. Социальная акция призывает ребенка «выйти за рамки» детского
7. Ситуация месяца - предоставляет детям возможность, проживания различных социальных ролей, с целью получения значимых образцов социального поведения. (Я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).
8. Коллективный проект. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему адаптироваться к школе.
9. Развивающее общение.
В работе с дошкольниками мы используем технологию (слайд 6) «Детский совет» – по аналогии с предложенной технологией Н. П. Гришаевой «Рефлексивный круг». «Детский совет» проводится каждый день после завтрака и после полдника. На «Детском совете» решаются вопросы: чем сегодня мы будем заниматься? Что интересного произошло? Дети выступают на одном уровне с воспитателем, что очень важно, то, что именно решением детей в группе утверждаются правила. Эта технология позволяет нам стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений, делать выводы, планировать деятельность и т. д. В результате общения с детьми, можно сделать выводы об их настроении, их желаниях, трудностях и успехах; наше планирование работы на день получается более эффективным и продуктивным. Для проведения «Детского совета» есть свои правила: начиная обсуждение, дети не должны перебивать друг друга и должны говорить по очереди, терпеливо ожидая пока очередь, дойдет до них.
Также используется технология (слайд 7) «Дети - волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе знакомим добровольцев из числа воспитанников как научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты.
• Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и само - регуляции.
• Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Ещё используем технологию (слайд 8) «Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка. Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо создавать безопасные условия.
Можно выделить следующие типы (слайд 9) «Клубного часа» :
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематический» - который включен в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный» - когда в основу «Клубного часа» положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам
Основными (слайд 10) целями «Клубного часа» являются:
• воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста,
уважительное отношение к окружающим;
• воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
• обучение ориентировки в пространстве;
• способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
• поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
• приобретение собственного жизненного опыта, переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
(слайд 11) Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1) Тематику «Клубных часов» перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
2) периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия проходят, как правило, 1 раз в неделю. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
3) правила поведения детей во время «Клубного часа» :
- «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;
- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
- «Говори спокойно»;
- «Ходи спокойно»;
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
4) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы).
Участвуют дети старшей и подготовительной группы, но и малыши не остаются в стороне, они не ходят по детскому саду, а встречают гостей у себя в группе. Со старшими детьми также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети вспоминают все правила. Воспитатель презентует группы, места, помещения детского сада которые можно посетить. Каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даё тся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по сигналу вы возвращаетесь в группу».
6) (слайд 12) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.
Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребёнок был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
7) После проведения мероприятия организуется «Рефлексивный круг» для воспитателей, где они обсуждают:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей. Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости. Соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
(слайд 13) Родители, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родители не только следят за деятельностью детей, но им также предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.
Представленные технологии социализации (слайд 14) ребенка-дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
(слайд 15) Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме. То есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник, а также что немаловажно у детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме, осваивать новые знания и представления) (слайд 16).