Галина Видишева
Доклад на тему «Сказкотерапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на семинар на тему «Сказкотерапия в ДОУ»
Автор-составитель: Видишева Г. С.
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество
- верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами».
В. Сухомлинский
Публикация «Доклад на тему „Сказкотерапия в ДОУ“» размещена в разделах
Основной принцип сказкотерапии : педагогическая поддержка - решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа - удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
При выборе темы по самообразованию передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности. Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлении детей дошкольного возраста.
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность речи.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, раскрытия в целом потенциала дошкольника. Ведь его взгляд на мир еще только формируется и благодаря сказки, можно снять сложившиеся запреты. Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
Хотелось бы отметить, что сказкотерапия часто приходит на помощь в сложных ситуациях с поведением детей, в работе с родителями.
Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Родители преподносят сказки дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Сказки развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дают ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества! Я в своей работе использую такие формы сказкотерапии :
- Анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач).
- Рассказывание сказок ( групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки).
- Постановка сказок (игры-драматизации).
- Сочинение сказок (дописывание, сочинение новых сказок и историй).
- Куклотерапия (пальчиковые, фланелеграф, магнитные).
- Перевоплощение (преображение с помощью костюмов).
Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Они самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. С помощью взрослого разыгрывают сюжеты сказок, в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, я использую различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают не только в развитии связной монологической и диалогической речи, но и в развитии творческого воображения, фантазии. Приведу пример некоторых из используемых.
Звукорежиссеры. Цель игры направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите детям «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть дети озвучивают ход событий.
Пропущенный кадр. Цель игры направлена на то чтоб научить ребенка составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ему запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок. По порядку перед детьми вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ними ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если они затрудняются найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Сказочная цепочка. Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь детям запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса со скалочкой». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть - выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на скалочку.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут детям лучше ориентироваться в мире сказок. Когда дети научатся работать со сказкой, будут в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, они смогут эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми неоспоримы.