Татьяна Никитенкова
Роль художественной литературы в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Роль художественной литературы в развитии речи детей».
Одной из актуальных тем в развитии речи дошкольника, это приобщение его к художественной литературе. В нашем современном мире где активно внедряются компьютерные технологии, сложно увидеть ребенка или взрослого с книгой в руках. Где из-за сложных социальных условий и в силу своей занятности родители часто забывают читать детям рассказы, сказки, да просто поговорить, страдает ребенок. Родителю проще включить телевизор или компьютер, чем почитать интересную книгу.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сейчас в детские сады поступают дети которые не разговаривают, или речь годовалого ребенка.
Поэтому в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература.
Речевое развитие дошкольника включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, которые должны привить ему любовь к художественной литературе.
Воспитатель становится активным участником в процессе речевого развития дошкольника, используя определенные формы работы с художественной литературой.
ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формами и методами для ознакомления детей с художественной литературой на свое усмотрение.
Чтобы начать развивать интерес и потребность в чтении и восприятии книг у дошкольника, нужно начать со знакомства с книжным уголком в группе, который состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дошкольники независимо от взрослых рассматривают, исследуют и изучают книги. Тем самым приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней, стимулируем самостоятельную познавательную активность, развиваем их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
В детском саду знакомство с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, и т. д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут распознавать литературные произведения и характерные особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и уловить художественные преимущества сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимные отношения героев, общую важность описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор описывает самих героев, их поступки. Вопросы по изучаемому произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Если мы хотим видеть детей с хорошо грамотной развитой речью, с богатым словарным запасом слов, с умением грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить, нужно просто начать ребенку читать интересные, хорошие книги. Больше общаться и разговаривать с ним.
"Читайте детям не нотации, а книги"(Г. Остер)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «В гостях у сказки»
Все мы помним, как в детстве родители читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И если ребенку постоянно читают сказки, то, мы видим, как загораются глаза малышей, сколько любопытства светится в них, когда мы говорим: «Сейчас я расскажу вам сказку!».
1. Имитационная игра «Образ сказки»
Предлагаю вам вместе сотворить образ сказки.
У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Наверное, вы догадались, что это птица Гамаюн. Птица Гамаюн была воплощением мудрости самого Велеса - бога удачи и плодородия. Она могла поведать обо всем на свете! O небе и земле, o звездах и ночи, a также o многих других вещах, неподвластных простым людям.
- Попробуем сделать ее своими руками. Но, чтобы получить удовольствие от работы, должно быть хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).
- Нам понадобится несколько волшебных вещей: салфетка, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки.
• Возьмем салфетку, согреем ее теплом своих рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните салфетку.
• Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на салфетке середину и положите туда грецкий орех, сложите салфетку наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком. Получилась голова и два крыла.
• У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем косточку от фрукта, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату косточку, вложите в салфетку туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Перевяжите концы салфетки под ватой и слегка раздвиньте на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.
• Можно украсить шею бусами, это станет оберегом сказки, и никакая злая сила не победит ее. А теперь накройте свою сказку руками и скажите волшебные слова.
Повторяйте за мной:
Ой, вы ветры буйные, ой, вы реки бурные.
Попрошу у вас не злата, не нарядов. Не хором,
Чтобы я была богата не доходом, а умом.
Чтобы сердце чуда ждало,
Чтобы сказка оживала,
Там, где сказка - чуда жди,
Что там будет впереди?
А теперь послушайте, как легко и спокойно бьется сердце сказки. Значит, сказка ожила.
(Звучит волшебная музыка и голос).
- Ах, как долго я спала! Вы сделали меня своими руками.
Я – ваша сказка! Давайте с вами играть. Прижмите меня к своему уху. Слышите, я с вами говорю (пауза).
«СКАЗОЧНОЕ АССОРТИ»
- А, теперь вспомним как начинаются сказки. Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.
«Жили» (были)
«В далекие» (старые времена)
«В некотором царстве» (в некотором государстве)
«Есть» (на свете)
«На лесной» (опушке)
«За горами» (за лесами)
«За тридевять земель» (в тридесятом царстве)
- Да, именно такими словами чаще всего начинаются сказки.
- А, помните ли вы. Какими словами начинается ваша сказка? А кто бы мог быть главным героем вашей сказки? Какие приключения с ним могли произойти?
Давайте каждый из команд вытянет карточки с героями и предметами из разных сказок, и по этим рисунка составит свою сказку. Вам дается некоторое время на сочинение, а после мы послушаем какие интересные сказки у вас получились.
Заключительное слово:
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Такие методы можно использовать в работе с детьми по развитию речи, я думаю детям будет интересно.